Госорганы

Станет ли правительство антикризисным?

​​Вопреки общепринятым трактовкам, едва ли все работавшие в сложные периоды правительства можно назвать антикризисными. В реальности, особой борьбы с кризисом они не осуществляли или не могли разработать, предпочитая двигаться по течению, латая бюджетные дыры щедрыми трансфертами из Нацфонда.

По настоящему антикризисные меры были очевидны в суровые 90-е, когда были заметны непопулярные реформы, поиск инструментов для стимулирования деловой активности, внедрение новых упрощенных налоговых режимов. Последующие Кабинеты стали в определенной степени заложниками «голландской болезни», предпочитая не развивать собственное производство, а покупать все за нефтедоллары за рубежом. А пришедшие за ними, в силу накопленного опыта, попросту работали в режиме инерции, которая оказалась сильнее их воли.

В этом принципиальное отличие Премьер-министра Олжаса Бектенова, который, в силу отсутствия опыта работы в составе прежних правительств, напрочь лишен этого негативного опыта и ограничивающих стереотипов. По этой причине его стиль управления будет принципиально отличаться от предшественников.

Наряду с этим, важное значение будет иметь опыт работы в Антикоре, предполагающий понимание всех тонкостей межбюджетных отношений регионов и Центра, слабых мест тендерных процедур, излюбленных приемов нечистоплотных чиновников с повышением стоимости проекта в ходе его реализовации, причины низкой эффективности госаппарата и хронического недоосвоения или нецелевого освоения бюджетных средств. Устранение только этих проблем позволит в короткие сроки достичь видимых результатов и обеспечить существенную экономию средств, а главное, качественное выполнение работ.

В перезагрузке аграрного сектора также поможет опыт антикоррупционной деятельности, поскольку это министерство было всегда под особым прицелом. Гигантские субсидии никогда не приносили особых результатов, до сих пор такие показатели как урожайность, надои или суточный привес скота остаются на прежних отметках. Что говорит об отсутствии инновационных практик и признаков модернизации отрасли.

Кроме того, в условиях дефицита воды все еще используются культуры с повышенным влагопотреблением, внедрением влагосберегающих технологий никто не озабочен. Особые нарекания вызывают статистические приписки поголовья скота, позволяющие списывать гигантские суммы по линии тоже повсеместно критикуемой ветеринарии. 

В области здравоохранения можно было бы рассмотреть вариант оздоровления деятельности Фонда ОСМС через либерализацию отрасли и разрешение на открытие частных фондов медицинского страхования. Очевидно, что конкуренция способствовала бы резкому повышению эффективности, а равный доступ к страховым средствам для частных и государственных клиник вынудил бы последних работать более качественно, опоимизируя бизнес-процессы и сокращая очереди.

В свою очередь частные фонды привнесли бы в сферу страхования маркетинговые инструменты, предлагая различные продукты, включающие от базовых услуг до экстренных и плановых операций и стоматологии. И очевидно, при условии повышения качества услуг многие казахстанцы были бы готовы оплачивать медстраховку не только за себя, но и за детей и находящихся на пенсии родителей.

Очевидно, что в своих вчерашних поручениях Президент Токаев дал полный карт-бланш правительству, призывая их к смелости и ответственности в принятии решений. Смелые решения требуют нестандартного мышления. Сумеет ли новый Кабмин его продемонстрировать будет заметно уже в ближайшие недели. Продолжение следует…

Другие новости

Back to top button