ГлавноеОбразование

По уровню владения английским Казахстан на 99 месте из 111 возможных? Почему?

В прошлом году согласно индексу владения английским языком жителями неанглоязычных стран (EF EPI) Казахстан занимал 99 место из 111 возможных, и это при том, что уровень его преподавания по оценкам тех же зарубежных экспертов у нас постоянно растет. О том, как эффективнее изучать иностранные языки, в чем суть обучения и что многоязычие означает в страновом масштабе, поговорила с экспертом-консультантом по вопросам образования Центральноазиатской образовательной программы Верховного комиссара ОБСЕ по делам национальных меньшинств Атанасией Стояновой.

Она бесспорный специалист в языковой политике, закончила несколько университетов в Болгарии, США, Молдове, работала учителем, директором школы, возглавляла отделы в профильном министерстве, работала в правительстве, автор и соавтор программных и аналитических документов, исследовательских работ. В Казахстане эксперт активно сотрудничает с образовательной компанией EduStream, которая продвигает в казахстанских школах многоязычие через преподавание предметов на английском языке по методике CLIL.

— Я бы не стала определять рейтинги, это неблагодарный подход, дело все-таки в шагах, которые предпринимаются и несомненно дадут свои результаты – нужно время, — рассказала Атанасия Стоянова, — Пока же, на мой взгляд, процент использования английского в качестве одного из языков обучения в рамках страны является невысоким, при этом нередко школы, декларирующие изучение предметов на английском языке часто ограничиваются его использованием в рамках моделей «soft CLIL», а не систематическим использованием в качестве языка обучения. Думаю, что при условии совершенствования моделей полиязычного образования, соответствующей не только языковой, но и методической подготовке учителей-предметников, результаты не заставят себя ждать.

Но безусловно, Казахстан в Центральноазиатском регионе имеет более широкий опыт: за последние 30 лет полиязычное образование активно развивалось в различных моделях. Стоит отметить и соседний Кыргызстан, где тоже много работают в этом направлении.
Но успех полиязычного образования оценивается не только по результатам овладения одним целевым языком, а по качеству усвоения и развития компетенций учащихся.

По этому уровню Казахстан опережает очень многие страны, так как дети здесь изначально воспитываются в многоязычной и поликультурной среде, что является хорошей предпосылкой для успешного развития полиязычного образования.

Вопрос повышения качества усвоения государственного казахского языка, а также английского или других иностранных языков, может решаться более успешно именно через полиязычное образование. Школы должны иметь возможность использовать разные модели и стратегии полиязычного образования, но при этом обязательно придерживаться государственных стандартов качества. Образовательная политика должна предусматривать некоторый простор для гибкого учета местного контекста, а школы должны иметь определенную автономию для принятия собственных решений о том, как лучше всего достичь ключевых показателей качества.

И, наконец, очень важно учитывать мнение родителей, а также привлекать заинтересованные стороны к планированию и реализации полиязычного образования, -тогда и ответственность за его успех будет общей.

СКОЛЬКО ЯЗЫКОВ МОЖЕТ ВЫУЧИТЬ СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК?

— Сколько языков может выучить современный человек с сегодняшними возможностями образования?

— Чем больше языков человек знает, тем выше его интеллектуальный уровень и лучше способность к адаптации в окружающем мире. Мы знаем о полиглотах, которым удалось выучить 5,10,30,50 языков. Например, кардинал Джузеппе Меццофанти по разным сведениям владел 80-90 языками, писатель Лев Толстой 15-ю. И таких примеров немало сегодня.

Возможности человека неограничены, но это не значит, что все языки даже полиглоты знают в равной степени. Можно владеть 2-3 языками на высоком уровне, а в других — иметь навыки, компетенции в отдельных областях, например, переводить письменные тексты, но говорить при этом с меньшим успехом, и наоборот.

Если говорить об изучении языков в системе образования, то, как показывает мировая практика, сбалансированный билингвизм – овладение двумя языками на одинаково высоком уровне чаще всего достигается в билингвальных программах.

В настоящее время все большее распространение получают и программы триязычного образования, где у учащихся формируются академические компетенции на этих языках, но уровни владения каждым из них различаются. Здесь надо упомянуть и казахстанский опыт школ с узбекским и уйгурским языком обучения, реализующих полиязычные программы.

КАК ЭФФЕКТИВНО И БЫСТРО МОЖНО ВЫУЧИТЬ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК?

— Что является залогом успешного изучения иностранного языка сегодня, как его быстрее и эффективнее выучить?

— Успешно осваивать второй язык можно, изучая его как отдельный учебный предмет. Примером тому является опыт изучения русского языка в качестве учебного предмета в национальных школах бывших союзных республик. Однако, сегодня очевидно, что наиболее эффективными являются программы билингвального образования, которые позволяют усваивать второй язык на академическом уровне в массовой школе.

При этом, качество усвоения языка зависит от комплекса факторов, среди которых: качественные программы, предусматривающие цели и стандарты, эффективные методики и квалифицированные учителя, длительность времени на изучение , качественные обучающие ресурсы.

Но основополагающее значение для успешного изучения иностранного языка имеет первый язык – тот , которым ребенок владеет в большей степени к началу формального образования. Если ребенок не умеет писать глубокое эссе на родном языке, вряд ли он напишет его на втором хорошо.

При полиязычном образовании на основе родного языка учащиеся, как правило, достигают лучших результатов и по учебным предметам, так как знания, умения, и навыки, усвоенные на первом языке, легко передаются на другой по мере его усвоения.

ЗНАНИЕ ЯЗЫКОВ – ПРИЗНАК РАЗВИТИЯ

— Но в любом случае уровень знаний иностранных языков – это показатель цивилизованности страны?

— Безусловно. Изучение иностранных языков повышает культурный уровень народа, а это оказывает положительное влияние на международный статус страны. Знание иностранных языков относится к основным навыкам, которых требует сегодня просвещённое европейское общество. Но это не просто показатель цивилизованности, это то, что открывает двери в глобальный мир, доступ к информации, отсутствующей на родном языке, дает возможность дальнейшего получения образования, профессиональной реализации, развития контактов между людьми.

Познавая языки и культуру других народов, учащиеся глубже постигают ценности собственной культуры, учатся ценить и учитывать особенности других народов, их вклад в развитие мира, осознают общечеловеческие ценности. На основе более глубокого осмысления собственной культуры и познания других культур, знание языков помогает преодолевать стереотипы, воспитывать толерантное отношение к другим народам, укреплять диалог и взаимопонимание между людьми, консолидировать разнообразные общества и формировать глобальную гражданственность, способствует сохранению мира и устойчивому развитию.

ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКОВ СПАСАЕТ ОТ СЛАБОУМИЯ

-Помимо таких глобальных смыслов врачи, например, еще отмечают, что изучение нескольких языков спасает человека от старческих болезней, слабоумия, вы с этим согласны?
— Это факт, который доказан многочисленными исследованиями, поскольку изучение иностранных языков «тренирует» мозг», что важно для сохранения когнитивной деятельности человека. По мнению ученых, знание языков является также одним из факторов долголетия.

Современные исследования указывают и на экономический эффект полиязычия, на связь языкового многообразия с биоразнообразием, влияние его на устойчивое развитие, и т.д. Так что в изучении языков есть немало преимуществ, как для отдельного человека, так и для общества в целом, которые обуславливают приоритетность этой задачи в современном образовании.

Полина Шиманская, специально для Матрица.kz

Другие новости

Back to top button