Госорганы

Миссия Центральной Азии и ее новые возможности

Казахстан проводит активную внешнюю политику на разных уровнях, развивая многостороннее сотрудничество и повышая роль региона на международной арене

Одним из важных векторов во внешней политике Казахстана являются страны Центральной Азии с территорией более 4 млн кв км и населением более 76 млн человек. На необходимость развития многостороннего сотрудничества государств региона влияет множество факторов. Прежде всего, важна роль географии. Казахстан всегда выступал за укрепление взаимоотношений со своими южными соседями на основе дружбы и сотрудничества, рассматривая это как основу экономического и социального развития всей Центральной Азии.

В настоящее время Казахстан оценивает региональное сближение как эффективное средство решения политических и социальных, экономических, культурных и экологических проблем, а также важную гарантию безопасности. В дальнейшем процессы синергии смогут расширить развитие региона не только как географического пространства, но и сформироватьздесь полноценное интеграционноесотрудничество. Это дает странам возможность использовать инвестиционный и торговый потенциал друг друга для улучшения социального положения своего населения и развития экономики.

На 97-м пленарном заседании 76-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в конце июля нынешнего года была принята знаковая резолюция «Центральная Азия — зона мира, доверия и сотрудничества», в разработке которой приняли 19 государств. Данный документ должен помочь обеспечить региону новые возможности в решении стратегически важных вопросов.

В Центральной Азии после распада СССР и образования пяти независимых государств – Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана – региональная интеграция, несмотря на сложности в ее реализации, всегда была одной из актуальных тем для обсуждения. В последнее время интересы развития региона создали необходимость использования международных микрофонов.Большое внимание этому уделяет руководство Казахстана.

К примеру, на общих дебатах 76-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2021 году, Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев отметил, что несмотря на вызовы стабильности и безопасности, отмечается постепенное укрепление политического и экономического сотрудничества в Центральной Азии, а это создает возможности для более активного взаимодействия с мировымсообществом.

«Мы возлагаем большие надежды на региональные диалоги в формате «С5+» с основными внерегиональными игроками, — подчеркнул он. — В рамках таких партнерских отношений мы фокусируемся на проблемах Центральной Азии, связанных с водными ресурсами, включая нехватку воды, ухудшение ее качества и неэффективное использование. Водная безопасность нашего региона неразрывно связана с энергетикой, продовольствием и окружающей средой. Несмотря на различные интересы других государств, Казахстан по-прежнему предлагает создать региональный водно-гидроэнергетический консорциум в целях координации имеющихся стратегий для достижения общих целей».

Годом ранее, на общеполитических дебатах юбилейной 75-й сессии Генассамблеи ООН, глава государства отметил, что в центре внимания Казахстана неизменно находится внутрирегиональное сотрудничество, подчеркнув, что в данный момент Центральная Азия переживает стремительную трансформацию благодаря значительному расширениювзаимодействия между государствами региона в различных сферах. «Уверен, что процветающая, сильная и сплоченная Центральная Азия отвечает интересам как местных, так и глобальных заинтересованных сторон», — заявил он, предложивинституализировать в Алматы региональный ЦентрООН по целям устойчивого развития.

На протяжении десятилетий государства Центральной Азии имели слабые экономические связи, что препятствовало их устойчивому росту. Теперь же, исходя из общих интересов и вызовов, регион вступил в новый этап развития. Об этом Президент Казахстана говорил в Нью-Йорке на 74-й сессии Генассамблеи ООН в 2019 году.

«Я абсолютно убежден в том, что Центральная Азия становится «глобальным акционером», — указал он. — Нас связывают прочные узы общего исторического и культурного наследия, а также общее будущее. Казахстан, как крупнейшая экономика Центральной Азии, жизненно заинтересован в дальнейшем укреплении взаимовыгодного взаимодействия между всеми государствами».

Попытки сближения центральноазиатских стран предпринимаются довольно давно. Так, на основе Договора о создании экономического союза 1993 года и Договора о создании единого экономического пространства 1994 года был сформирован Центральноазиатский союз. В 1998 году к нему присоединился Таджикистан, после чего организацию переименовали в Центральноазиатское экономическое сообщество, которое в свою очередь в 2002 году было преобразовано в Организацию центральноазиатского сотрудничества (ОЦАС), ставшую единственной в своем роде, созданной для стран Центральной Азии самими странамирегиона. В 2004 году к ОЦАС присоединилась Россия, а уже через год было принято решение о слиянии ОЦАС с ЕврАзЭС. Тогда опоры на собственные силы странам региона оказалось недостаточно, а региональные экономические интересы уступили континентальным.

По мнению Касым-Жомарта Токаева, новые возможности для региона появились после первых неофициальных консультаций на высшем уровне, впервые проведенных в столице Казахстана в марте 2018 года. Вторая Консультативная встреча глав государств Центральной Азии состоялась в Ташкенте (Узбекистан) в ноябре 2019 года, третья – в Туркменбаши (Туркменистан) в августе 2021 года. В нынешнем году одним из главных политических событий региона стала уже IVКонсультативная встреча, прошедшая в Кыргызстане, в курортном городе Чолпон-Ата.

Президенты пяти стран Центральной Азии встретились, чтобы обсудить перспективы кооперации в свете целого спектра вызовов, рисков и угроз, с которыми регион столкнулся с начала этого года, включая ряд попыток внутриполитической дестабилизации и разрастающийся кризис региональной и мировой безопасности. Одной из тем являлся вопрос безопасности в свете событий в Афганистане и пограничные инциденты.

На мероприятии был согласован региональный Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве в целях развития Центральной Азии в XXI веке, который подписали президенты Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана. Таджикистан и Туркменистан должны присоединиться к нему позже, после завершения внутригосударственных процедур. Следующая консультативная встреча пройдет в Таджикистане летом 2023 года.

Именно Казахстан выдвинул идею о заключении договора, в котором отражены базовые принципы взаимодействия между государствами региона, и разработал его проект. Кроме того, начали проводиться регулярные совещания министров иностранных дел в форме политических консультаций. Так, 20 июля в Чолпон-Ате заместитель премьер-министра – министр иностранных дел РК Мухтар Тлеуберди принял участие в совещании, где в своем выступлении отметил, что за последние годы межгосударственное взаимодействие стран Центральной Азии вышло на качественно новый уровень и сделан прорыв в пятисторонних отношениях. «Казахстан намерен дальше вносить вклад в устойчивое развитие Центральной Азии, укрепление стабильности и безопасности в регионе», — подчеркнул он.

Консультативная встреча в Чолпон-Ате показала, что центральноазиатские государства привержены курсу по наращиванию регионального сотрудничества. Какая форма взаимодействия лучше подойдет региону, и обретет ли она форму союза, пока непонятно, но очевидно, что страны Центральной Азии готовы сознательно повысить свою роль как субъектов международных отношений.

Казахстан известен как активный участник процессов интеграции на пространстве Евразии. Кроме того, он является потенциальным центромпритяжения для стран Центральной Азии и прекрасно осознает свою особую роль. Республика никогда не была статистом, лишь наблюдающим за конкуренцией внешних сил в регионе. Этому подтверждением являются хотя бы проект Союза центральноазиатских государств, предложенный Казахстаном в свое время соседям по региону, илиинициатива о создании так называемого «центральноазиатского шенгена».

Страна не скрывает своих амбиций, будучи заинтересованной в том, чтобы сохранить за собой роль лидера, опережающего соседей по региону по ряду параметров, утверждая себя как миролюбивое и открытое государство и надежный партнер. Как отмечено в Концепции внешней политики РК на 2020–2030 годы, «на фоне усиления межгосударственной конкуренции за политическое и экономическое влияние, международные рынки и инвестиционные потоки Казахстану необходимо закрепить статус ответственного участника мирового сообщества, ключевого элемента системы геополитических и геоэкономических координат Евразийского континента, лидирующего государства в Центральной Азии». Поэтому одной из стратегических целей внешней политики страны является упрочение лидирующих позиций и продвижение долгосрочных интересов Казахстана в регионе.

Углубляя взаимодействие со своими партнерами, Казахстану необходимо, чтобы конкуренция глобальных игроков, а также противостояние новым вызовам и угрозам в Центральной Азии не приобретали характер конфронтации, а уравновешивались их активным сотрудничеством.Сегодня Казахстан имеет договора о стратегическом партнерстве со всеми государствами Центральной Азии, что позволяет строить региональную политику на высоком уровне.

Пока Центральная Азия не является мировым центром силы, но со временем, благодаря географическому положению, людским и природным ресурсам, четко сформулированная позиция пяти стран может стать важным фактором в континентальной евразийской политике. Государства региона осознают, что они обладают большей силой, когда работают вместе согласно «принципу веника», в котором один прутик сломать легко, а все вместе нет.

Экспорт Центральной Азии на внешний рынок состоит из минерального топлива, а также из неорганических химикатов, металлов, удобрений и сельскохозяйственных продуктов. Также регион является одним из крупнейших в мире по экспорту рабочей силы. ВВП Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана в серьъезной степени зависят от денежных переводов, отправляемых их гражданами, работающими за границей. Импорт Центральной Азии из зарубежных стран в основном представлен продукциейобрабатывающей промышленности. При этом структура экспорта в меньшей степени диверсифицирована, что подвергает регион макроэкономическим рискам. Например, при снижении мировых цен на нефть значительно уменьшается стоимость центральноазиатского экспорта.

Кроме того, по своему экономическому развитию центральноазиатские государства значительно отличаются друг от друга. Такая ситуация позволяет говорить о наличии регионального лидера, каким является Казахстан, чья экономика превосходит совокупные объемы экономик всех остальных стран региона. «На Казахстан приходится почти 60 % товарооборота в Центральной Азии, — подчеркнул Касым-Жомарт Токаев, выступая в конце июля на заседании инвестиционного круглого стола с представителями деловых кругов Саудовской Аравии. — Международные резервы нашей страны составляют 90 млрд долларов и являются самыми высокими на душу населения в СНГ. Зарубежные инвесторы вложили в нашу экономику более 380 млрддолларов. Это составляет 70% всего притока инвестиций в регион Центральной Азии».

По казахстанским данным, в 2021 году объемы внутрирегиональной торговли выросли на 27%, превысив 8 млрд долларов. Поставлена задача довести объем взаимной торговли в ближайшеевремя до 10 млрд. Однако на страны Центральной Азии приходится менее 1% от объемов глобальной торговли. Экономической интеграции стран мешает аграрно-сырьевой тип экономик, которым необходимо структурное реформирование.

Согласно сведениям, опубликованным в сравнительных таблицах по внешней торговле Бюро национальной статистики РК за январь-май 2022 года, удельный вес Кыргызстана в товарообороте Казахстана составлял 0,7%, Таджикистана 1%, Туркменистана — 0,3%, Узбекистана — 3,5%. Очевидно, что экономические отношения между Казахстаном и Узбекистаном обладают самым большим потенциалом для развития в Центральной Азии. Учитывая их долю в региональной торговле и инвестиционных потоках, они станут ядром интеграционных процессов.Заметную роль в наращивании товарообмена призван играть строящийся Международный центр торгово-экономического сотрудничества «Центральная Азия», который расположится на границе двух государств. Этот центр может стать главным транспортно-логистическим хабом региона, в котором именно рынок Узбекистана имеет для Казахстана особую привлекательность.

Центральная Азия обладает большим транспортно-логистическим потенциалом и при правильном подходе его совместное использование государствами могло бы принести весомые выгоды для всех сторон. Казахстан продолжает выступать за сотрудничество в этой области, закрепляя важную роль транспортно-транзитного сектора не только в Центральной Азии, но и на евразийском пространстве. Как считает Президент Казахстана, конкурентоспособность страны в этом секторенеобходимо обеспечить за счет прорывныхинфраструктурных проектов, привлечения новых государств и компаний, повышения уровня сервиса и скорости транзитных маршрутов.

Странам Центральной Азии также предстоит совместная реализация крупных проектов в топливно-энергетическом секторе, создании трубопроводной инфраструктуры, строительной сфере, АПК, туристической отрасли. Имеет принципиальное значение участие казахстанского бизнеса в экономическом развитии южных соседей. В частности, обладая признанным международнымопытом, казахстанские коммерческие банки стремятся активно участвовать в развитии банковского сектора Центральной Азии. Также важно использование совокупного интеллектуального потенциала.

Судьба региона во многом будет зависеть от способности государств общими усилиями справиться с решением водно-энергетических и пограничных проблем. Также перспективы стабильного и устойчивого развития затруднены без решения афганского кризиса, а задержки с формированием полноценного кооперационного сотрудничества грозят незавидной перспективой для региона остаться на обочине мировой экономики в качестве сырьевого и потребительского придатка. Тем не менее, в том числе благодаря активности и неравнодушию Казахстана, заметно повысился уровеньполитического доверия в Центральной Азии, что позволило существенно активизировать связи между странами в торгово-экономической, социальной и культурной сферах.

Эдуард Полетаев

Другие новости

Back to top button