Кот в мешке или как маркетплейсы подсовывают казахстанским пользователям подделки
Россияне стали массово жаловаться на контрафакт с маркетплейсов. Вместо брендовой и оригинальной продукции, пользователи получают откровенную подделку. Все чаще бизнесмены под видом оригинальных товаров, отправляют сомнительные и некачественные вещи. Среди подделок косметика, парфюмерия, игрушки, одежда, обувь, табак и многие другие товары.
В Роспотребнадзоре заявили, что проблема продажи подделок на маркетплейсах действительно существует и набирает обороты. Как оказалось, некоторые площадки, несмотря на активную работу, так и не наладили контроль за наличием контрафакта. Более того, находчивые предприниматели не утруждаются контролировать даже те товары, которые можно проверять автоматически. Продавцы не запрашивают и сертификаты на продукты.
По информации Федеральной службы по надзору, больше всего контрафактных товаров продается на Wildberries. С этой площадки покупателям все чаще приходят фейковые одежда, обувь и парфюмерия. Яндекс Маркет и Ozon более тщательно проверяют и контролируют продавцов, поэтому здесь проблем с фальсификатом меньше.
Между тем, в России ситуация можно измениться уже с 1 марта. Торговые площадки обяжут выполнять все требования к обороту товаров и нести ответственность за продажу контрафакта или непромаркированной продукции. Согласно постановлению премьер-министра Михаила Мишустина, торговые площадки могут привлечь к ответственности за отсутствие отметки «Честный знак». Он представляет из себя QR-код, который показывает путь товара от завода до полки магазина.
Тем временем, казахстанцы продолжают наращивать обороты по покупкам в Интернете. Продавцов на маркетплейсах за прошлый год стало в два раза больше, а объем продаж увеличился в пять раз. За 2022 зарегистрировано 7 тысяч поставщиков, объем продаж товаров казахстанских предпринимателей составил более 46 миллиардов тенге. Казахстанцы активно заказывают косметику и парфюмерию, одежду, товары для дома, сигареты, книги, хозяйственные средства и детские товары. При этом стремительно растёт спрос на детское питание, которое в прошедшем году заказывали почти в четыре раза больше, чем годом ранее.
«На сегодняшний день, детская продукция занимают 3 место среди самых подделываемых товаров, вместе с лекарственными препаратами. Поддельное детское питание — прямая угроза здоровью и жизни ребенка. Зачастую такую продукцию изготавливают в кустарных условиях из дешевого сырья, поэтому велик риск отравления и появления аллергии. Еще один опасный контрафакт – лекарства, которые на теневом рынке фармацевтики занимают 16,8%. К примеру, в июне прошлого года был пресечен контрабандный канал поставок готовых лекарственных средств под видом сырья для мнимого собственного производства. Из оборота была изъята крупная партия контрафактных препаратов, которую намеревались продать коммерческим организациям и далее распространить в медицинские учреждения для лечения онкологических заболеваний. Это вопиющий случай. Но, несмотря на это, в страну продолжают поступать незарегистрированные фальсифицированные лекарственные препараты с поддельными сертификатами, без проверки на безопасность и реализуются через каналы электронной коммерции», — отметила Бахыт Туменова, врач и глава Национальной Ассоциация «Денсаулык».
По данным PwC Kazakhstan, четыре из пяти покупок в казахстанском секторе розничной электронной коммерции совершаются на маркетплейсах. Все крупные игроки сделали акцент на возросшем интересе казахстанских бизнесменов к торговле на маркетплейсах. За первые шесть месяцев прошлого года, объем рынка розничной электронной торговли в Казахстане составил 501 млрд. Количество совершенных транзакций e-commerce приблизилось к 19 млн., а сумма среднего чека уменьшилась на 1% и составила 26 000 тенге.
Количество жалоб на работу маркетплейсов резко возросло за последние полгода. Люди хотят вернуть бракованный товар, недовольны несвоевременной доставкой, качеством продукции, много фактов длительного невозврата денег. В целом пострадавшие казахстанцы жалуются на недобросовестный сервис площадки. В Комитет по защите прав потребителей поступило свыше 20 тысяч обращений, а это на 160 процентов больше, чем в прошлом году. Самое массовое народного негодования приходится на долю электронной торговли.
Если человек столкнулся с подделкой, первое, что нужно сделать – обратиться в службу поддержки маркетплейса. Если там не помогут, можно идти в суд, но, как говорят специалисты, шанс получить компенсацию весьма мал. Казахстанцам советуют писать отзывы под контрафактным товаром: в этом случае есть вероятность, что площадка заблокирует продавца. Эксперты советуют всегда проверять товар при получении. Важно убедиться, что на одежде, обуви и парфюмерии есть маркировка и код, который можно проверить на сайте официального продавца.