Казахстану угрожает разлом школьного образования
В последние годы перед учебным годом в Казахстане поднимается проблема ношения хиджаба в школе. И у многих директоров школ в городах, в регионах страны головной болью стало ношение школьницами хиджабов в стенах учебного заведения – эта одна из острых проблем в средней школе, где есть утвержденная школьная форма.
Законы РК никто не отменял
По Конституции наше государство – светское, школы – светские, с едиными правилами для всех школьников, в том числе и с единой школьной одеждой. У нас есть закон «Об образовании» и есть Устав школ. В Уставе есть пункт о том, что нельзя ходить в школу в религиозной одежде.
Если в систему образования войдет религия, то кроме хиджабов в школах появятся молельные комнаты, возможен отказ от преподавания таких школьных дисциплин, как рисование, музыка, анатомия. Закроются многие кружки, в том числе по танцам, по игре на домбре, отдельным видам спорта и искусства, дети не будут петь наш национальный гимн и т.д.
Ведь родители школьниц просили не только разрешить ношение хиджабов, но и открыть в образовательных учреждениях молельных пространств и поручить внесение изменений в законодательство. Об этом они писали президенту Касым-Жомарту Токаеву в 2021 г. Правда, вместо хиджабов написали кимешек (кимешек носят замужние женщины).
Надо отметить, что за последние годы эта проблема стала актуальной, и Министерство просвещения прилагает усилия, чтобы прийти к компромиссному решению, например, в этом году министр советовался с муфтиятом. Об этом была информация в статье на сайте Adyrna.kz «АРМАН ӘУБӘКІР: Зайырлы мемлекеттің білдей Оқу-ағарту министрі муфтиятпен ақылдасып, хиджаб мәселесін шешетіндей не басымызға күн туды?», 19.07.2023 (Что случилось с нами – целый министр просвещения светского государства советуется с муфтиятом для решения проблемы хиджаба?).
Вкратце: на онлайн-собрании в первой половине августа с участием министра просвещения Гани Бейсембаева один человек (возможно, представитель родителей) поднял проблему хиджаба и читающих намаз школьников.
На что министр ответил: мы с Наурызбай кажы встречались, разговаривали, многие вопросы надо решать, вопросы конкретно обозначить. Во-первых, выяснить количество детей и какие есть препятствия. Надо решать персонально – тогда будет понятный подход. Поручил каждого ребенка пофамильно – какие есть возможности обеспечить максимальную доступность к знаниям. Надо найти правильный консенсус, чтобы все стороны были удовлетворены. Дайте список, кого предлагаете.
Автор видео после окончания речи министра объяснил аудитории, как заполнить заявку на сайте (сайт обращений в госорганы): «Аллаға сансыз шүкір! Қыздарымыз мектепте орамалмен жүре алады. Ол үшін тез арада соңғы жағында көрсетілген өтінішті толтыру керек. Таратыңыздар» (Слава Аллаху! Наши дочки могут носить платки в школе. Для этого вам необходимо как можно скорее заполнить заявку, показанную на последней странице. Распространите это видео).
И автор статьи, Арман Әубәкір задается следующими вопросами: А мы действительно живем в светской стране, как прописано в Конституции? С каких пор муфтият решает такие проблемы в светской школе? Если министр советуется с религиозным истеблишментом и определяет программу-направление, какая же мы светская страна?
В самом деле, в законах РК утвержденная школьная форма – без головного убора. Законы! Ведь их никто не отменял. Действительно, было странно слышать от министра о согласовании этой проблемы с муфтиятом.
Депутаты против хиджаба
Статья Армана Әубәкір наделала много шума в социальных сетях, в частности в facebook оперативно отреагировали два депутата мажилиса – Жулдыз Сулейменова и Ермурат Бапи, а также журналист Сырым Иткулов.
Жулдыз Сулейменова написала большой пост, отрывок из которого звучит так: «Менің ойымша, хиджаб саяси исламның белгісі. Ал саяси исламның мақсаты діни өмірді радикалды негізде күн тәртібіне қою. Бұл тұрғыдан Ақпараттық және қоғамдық даму министрлігі, Дін істері жөніндегі комитет өз ойларын айтуы керек. Сәйкесінше хиджабты да білім саласына енгізе алмаймыз. Мектепте хиджаб кию Конституциямызға да, зайырлық принциптеріне де қайшы»
(Я считаю, что хиджаб – это признак политического ислама. А цель политического ислама – поставить религиозную жизнь на повестку дня на радикальной основе. С этой точки зрения свою мысль должны высказать Министерство информации и общественного развития, Комитет по делам религии. Соответственно, мы не можем ввести хиджаб в сферу образования. Ношение хиджаба в школе противоречит нашей Конституции и принципам светскости).
А Ермурат Бапи был более категоричен и в социальной сети напрямую обратился к министру: «Гани Бейсембаев мырза! Ел Конституциясы бойынша зайырлы ел саналатын Қазақстанды ортағасырлық масқара деңгейге түсіретін мына бастаманы тоқтатыңыз! Сіздің бұл «мәмілегершілік» әрекетіңіздің астарында қазақты қырыққа бөлген «ескі Қазақстанның» қиқуы тұр деп білем! Уахабизммен «ортақ мәміле» іздейтін болсаңыз, бүкіл Парламенттің ісі сізбен боларына сенімдімін! Іс насырға шаппай тұрғанда, тоқтатыңыз бұл сорақылықты!»
(Господин Гани Бейсембаев! Остановите эту инициативу, которая опускает Казахстан, считающийся по Конституции светской страной, до средневекового уровня! Я знаю, что за этой вашей «переговорной» акцией стоит «старый Казахстан», разделивший казахов на множество противостоящих групп! Если вы ищете «общее соглашение» с ваххабизмом, то я уверен, что весь парламент будет заниматься вами! Остановите это дело, пока оно не вышло из-под контроля!).
И после такого шума 22 августа министр просвещения Гани Бейсембаев поставил точку в вопросе ношения хиджаба, сообщает ИА El.kz. Он заявил, что приходить на занятия нужно только в школьной форме:
«По Конституции наша страна считается светской страной. Школа тоже светская. Кроме того, с 2016 г. существует утвержденный порядок в отношении школьной формы. Не было никаких изменений. Поэтому, согласно требованию о школьной форме, все ученики должны приходить в школу только в школьной форме. Все должно быть в рамках закона и согласно установленному порядку».
В школу только в школьной форме
В приказе министра от 2016 г. № 26 «Об утверждении Требований к обязательной школьной форме для организаций среднего образования» говорится: «Включение элементов одежды религиозной принадлежности различных конфессий в школьную форму не допускается».
Есть Закон РК от 27 июля 2007 г. «Об образовании». В соответствии с подпунктом 14-1 статьи 5 этого закона Уставом школ вводится единая школьная форма для учащихся 1-11 классов, имеется перечень вещей и характеристики к школьной форме, вплоть до длины юбок и т.д. И в этом перечне головной убор отсутствует. Также в нем написано: «При этом включение элементов одежды религиозной принадлежности различных конфессий в школьную форму не допускается».
Согласно правилам, Уставу, школьная форма включает в себя пиджак, жакет, брюки, рубашку, юбку, классическую блузу (зимний вариант формы: трикотажный жилет, сарафан, водолазка). Т.е. в светской школе не предусмотрен головной убор внутри помещения: ни такия, ни платок, ни хиджаб и др. Кстати, обязательную школьную форму ввели с 2003 г., но конфликты идут в последние годы.
По Конституции РК – светское государство, и религия и религиозные объединения отделены от государства. Система образования и воспитания в Казахстане, за исключением духовных (религиозных) организаций образования, отделена от религии и религиозных объединений и носит светский (не религиозный) характер.
Да, Основной закон не регламентирует школьную форму, но это имеется в законах в соответствии с Конституцией, в которой отмечены общеобязательные стандарты образования.
Конституция РК, ст. 30. п. 4. «Государство устанавливает общеобязательные стандарты образования. Деятельность любых учебных заведений должна соответствовать этим стандартам». Возможно, в общеобязательные стандарты образования входит и школьная форма, как и типовые проекты школ, типовые правила организации деятельности учебных заведений, школьная программа и т.д. В соответствии с этой статьей Конституции утверждена стандартная школьная форма.
Поэтому в школе нельзя носить камзол, тюбетейки, хиджаб, крестики и т.д. – есть единая школьная форма. Как пишется в приказе министра, вышеуказанные Требования направлены на реализацию светского характера обучения и устранения признаков социального, имущественного и иных различий между обучающимися организаций среднего образования.
Кажется, после скандала в таджикском селе Фердауси Туркестанской области в 2018 г. в обществе пришло понимание опасности религиозного (и этнического) анклава. Если в школах разрешить хиджабы, то это откроет пути для появления различных религиозных анклав, откроются школы по религиозным и этническим признакам, и светскому образованию придет конец.
Если родители хотят отправлять дочерей в школы в хиджабах, то они вправе открыть также частные школы, самоорганизовавшись и занявшись поиском спонсоров, но это будет не государственная школа и это предложение требует проработки для соответствия школьному стандарту.
Однако возможное открытие «мусульманских» спецшкол, пусть даже частных, противоречит положению Конституции о светскости нашего государства, положению об общеобязательном стандарте образования, гендерном равенстве. Надо различать, что это будут не женские гимназии, а школы, открытые по религиозным признакам, без соблюдения школьной формы, с молельными комнатами.
Как только государство пойдет навстречу этой инициативе, получит новую проблему – разлом школьного образования и нарушение общеобязательного стандарта образования. Спецшколы для девочек в хиджабах будут аргументом для требований открыть спецшколы и для представителей других конфессий.
К тому же тогда надо разрешить религиозную атрибутику представителям и других конфессий, что чревато и международными конфликтами, – отдельные страны будут заступаться за «своих». Ведь с таджикским селом «повезло» – в самом Таджикистане под запретом не только хиджабы, но и «салафитские» бороды.
Да, это уже социальная проблема, которую необходимо каким-то образом решить. И для начала необходимо определить названия населенных пунктов и количество школьниц, не посещающих занятия из-за хиджабов (головных уборов), чтобы иметь представление об этой проблеме.
Если светская школа не устраивает, то родители девочек в хиджабах могут обратиться в Духовное управление мусульман Казахстана для открытия медресе для девочек в городах. Такие медресе имеются в Алматы, Астане, Шымкенте.
Возможно, онлайн-обучение после пандемии – в рамках правого и апробированного поля, и это будет временным компромиссом и выходом. Потому что, если говорить о дистанционном образовании, то законом об образовании это не предусмотрено. Дистанционное образование, экстернат – все это применимо в отношении больных детей или детей, находящихся по каким-либо причинам за рубежом. Только в этих случаях дается разрешение на дистанционное обучение. Другим разрешение не дается.
Что стоит за хиджабами?
Поэтому получение отдельными нашими школьницами в платках дистанционного образования в России является нарушением действующего законодательства. Пришло время более строго ориентироваться на Конституцию страны с опорой на светский характер государства, степные традиции и национальную культуру. Или мы сохраним традиционный ислам с элементами национальной культуры, или же страна окажется разделенной на «островки», населенные сторонниками различных исламских течений.
Есть мнения о том, что во многих развитых странах девочки посещают школы в хиджабах, и нет никаких проблем. Возможно. Но мы должны учитывать, какой ислам стоит за хиджабом в Казахстане. Если это политический, радикальный ислам, то это угроза светскому образованию и государству. Недаром в западных областях страны поднимают проблему хиджаба, где немало сторонников салафизма.
Дастан ЕЛЬДЕСОВ, специально для Матрица.kz