Госорганы

Казахстан: корридоры новых возможностей

Страна приняла транспортно-транзитные вызовы, возникшие в условиях текущей непростой геополитической ситуации, и должна стать надежным хабом при увеличениигрузоперевозок между Европой, Китаем, Россией, Турцией, странами Индийского океана, Персидского залива и Центральной Азии

В силу своего уникального местоположения Казахстан обладает высоким транспортнотранзитным потенциалом и не первый год усердно работает над диверсификацией международных маршрутов. Очередным вызовом для активизации политики в данном направлении послужили геополитическая ситуация и санкционное противостояние, приведшие к разрыву традиционных транспортно-логистических цепочек.

Под председательством главы государства в июле 2022 года состоялось совещание с участием руководства правительства, руководителей профильных министерств и ведомств, национальных компаний по развитию транспортно-транзитного потенциала страны. Касым-Жомарт Токаев отметил особую роль транспортно-логистической отрасли в казахстанской экономике, имеющей важное значение для активизации взаимодействия регионов. Он дал ряд поручений по смягчению негативных внешних последствий на экономику страны, подчеркнув необходимость проработать альтернативные маршруты коммуникации и доставки грузов, а также диверсификацию поставок.

Как отмечено в Концепции внешней политики РК на 2020–2030 годы, в нынешних непростых условиях Казахстану необходимо закрепить статус ответственного участника мирового сообщества, ключевого элемента системы геополитических и геоэкономических координат Евразийского континента, лидирующего государства в регионе Центральной Азии. В свою очередь, среди приоритетов в области экономической дипломатии указана необходимость расширениямеждународного сотрудничества для привлечения качественных иностранных инвестиций в базовые отрасли экономики, среди которых транспорт и логистика, а также продолжение усилий по превращению Казахстана в трансконтинентальный транзитно-логистический хаб.

На совещании Президент подчеркнул, что необходимо сохранить лидерство страны в Центральной Азии и развивать Казахстан как надежный транзитный хаб. С этой целью предстоит сформировать альтернативные железнодорожные маршруты. В частности, речь идет о реализации проектов Достык – Мойынты, Бахты – Аягоз, Мактаарал – Дарбаза, строительстве обводной железнодорожной линии в обход Алматы. Касым-Жомарт Токаев поручил принять меры по укреплению железнодорожного парка и проведению капитального ремонта путей.«Необходимо делать упор на развитие отечественного железнодорожного машиностроения. Определенные заделы есть. Надо активно поддержать казахстанских производителей», – отметил он.

Среди важных задач глава государства назвал диверсификацию поставок нефти. «Приоритетным направлением является Транскаспийский маршрут. «Поручаю «КазМунайГазу» проработать оптимальный вариант его реализации, в том числе с возможностью привлечения инвесторов Тенгизского проекта, — сказал Президент. —Правительству совместно с «Самрук-Казына» следует принять меры по увеличению мощностей нефтепроводов Атырау – Кенкияк и Кенкияк – Кумколь».

В структуре доходов от перевозки по видам транспорта на долю железнодорожного и трубопроводного транспорта приходится более 80%. Доходы транспортной отрасли Казахстана за последние несколько лет не демонстрировалисерьезных изменений, сохраняя свою долю в ВВП на уровне средних значений в коридоре 7–9%. По мнению президента, требуется принять комплекс мер для обеспечения безопасного и бесперебойного экспорта казахстанской продукции. Поэтому Казахстан взял курс на расширение географии экспортных поставок (в том числе поиска новых рынков сбыта) с параллельной проработкой вопроса налаживания надежной транспортно-логистической сети под эту задачу.

Президент и правительство уделяют особое внимание наращиванию транзитно-транспортного потенциала страны. Данное направление работы является одним из важнейших внешнеполитических приоритетов Казахстана и находится на особом контроле министерства иностранных дел. Внешнеполитическое ведомство информирует иностранных партнеров о текущей ситуации в транспортном секторе Казахстана, презентует приоритетные маршруты и проекты, подключает дипломатический корпус к совместной реализации общих задач.

Территориально Казахстан может по разным оценкам обслуживать до 20% трансконтинентальных потоков. Понимая это, власти еще с 2000 года стали уделять особое внимание развитию транспортной отрасли в связи с масштабными процессами экономической интеграции республики в региональную и глобальную экономики. Были разработаны соответствующие отраслевые программы, направленные на раскрытие этого потенциала. 2009 год был примечателен тем, что страна стала активно прорубать транспортное окно в мир, начав строительство автотранспортного коридора «Западная Европа – Западный Китай».

Транзитный маршрут из Китая в Европу через Казахстан имеет неоспоримое преимущество: он значительно короче по сравнению с морским маршрутом через Суэцкий канал. Скорость доставки товаров из Центрального Китая в Европу по железной дороге через Казахстан занимает всего 14 дней, а морским транспортом – от 40 до 60 дней.К тому же морские пути оказались не настолько надежными, как утверждалось многими.

Несколько лет подряд транзитный путь в Красном море терроризировали сомалийские пираты, а в марте 2021 гола один из крупных контейнеровозов сел на мель, на шесть дней закупорив движение по Суэцкому каналу. По оценке экспертов, каждый день блокировки канала обошелся мировой торговле от 6 до 10 млрд долларов. Эти факты подтверждают важность сухопутных маршрутов. К тому же на фоне пандемии и сокращения авиаперелетов между странами значительно увеличились грузоперевозки по территории Казахстана из Китая в Евросоюз. Один только контейнерный железнодорожный транзит через страну вырос в 4,3 раза за пять лет к уровню 2016 года.

Главным достижением транспортной отрасли Казахстана с момента обретения страной независимости является то, что страна обреларазвитый транзитный потенциал и стала региональным логистическим хабом. Сегодня по территории государства проходят 13международных транзитных коридоров – 5 железнодорожных и 8 автомобильных.

В связи с геополитическим положением в настоящее время востребован транспортный коридор ТРАСЕКА, протяженностью 4016 км. Его маршрут пролегает по основной части дороги «Западная Европа – Западный Китай» и далее через Актобе и Доссор выходит к морским портам Казахстана. Коридор обеспечивает транзит с Китая и стран Центральной Азии через морские портыАктау и Курык на Кавказ и далее в Европу.Пропускная способность морской инфраструктуры страны составляет порядка 21 млн тонн. Однакопорты пока не полностью загружены и свободно могут принимать грузы до 10 млн тонн.

Председатель Агентства по стратегическому планированию и реформам РК Асет Иргалиев на форуме «Дни европейского развития» в Брюсселе в июне нынешнего года рассказал о том, что для Казахстана важно дальнейшее укрепление связей с Европейским союзом, в том числе в свете новых геополитических реалий.

Асет Иргалиев предложил Европейской комиссии начать обсуждение вопросов создания транзитных узлов в Казахстане, которые могли бы стать частью «связности» в регионе.  Он отметил, что к 2025 году Казахстан инвестирует до 20 млрд долларов США на создание новых сухопутных коридоров по всей стране. По данным министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, за последние 15 лет в транспортную отрасль Казахстана вложено порядка 35 млрд долларов.

«Казахстан имеет самую развитую и привлекательную многовекторную транспортную систему в Центральной Азии, — заявил он. — Мы готовы соединить наши транзитные маршруты с Трансъевропейской транспортной сетью для интеграции наземной торговли между Востоком и Западом», — подчеркнул глава АСПИР РК.

Также актуальным является Транскаспийский международный транспортный маршрут («Средний коридор»). Ранее Казахстан, Азербайджан, Грузия и Турция подписали четырехстороннее соглашение о его развитии. Для увеличения грузопотоков по маршруту на базе порта Актау будет создан контейнерный хаб с привлечением ведущих мировых операторов. Планируется ввести в эксплуатацию контейнеровозы. В условиях дефицита паромного флота на Каспии в перспективе намечено строительство собственныхпаромов в количестве 10 единиц.

Как отмечает Касым-Жомарт Токаев, Казахстан никогда не был морской страной и поэтому не задействовал в полном объеме возможности морских перевозок. «Теперь другое время, — констатировал он. — Перед правительством я ставлю стратегическую задачу – трансформировать наши порты, превратив их в один из ведущих хабов Каспийского моря. Концептуально согласен, что требуется укрепить морской флот и создать контейнерный хаб в порту Актау».

«Все это позволит транскаспийскому коридору стать дополнением к Транссибирскому маршруту и портам Балтики, где сформировались ключевые товарные потоки Казахстана, а также перейти на новый этап взаимовыгодного сотрудничества за счет расширения торговых, деловых и логистических связей между Азией и Европой», — утверждает Асет Иргалиев.

Помимо этого, Казахстан намерен помочь в строительстве железной дороги, помогающей грузам быстрее добраться до Индийского океана. Компания «Қазақстан темір жолы» готова обеспечить бесперебойную поставку материалов для строительства пути Мазари-Шариф (Афганистан) – Кабул (Афганистан) – Пешавар (Пакистан) и привлечь проектные институты для разработки технико-экономического обоснованияпроекта. В случае его реализации страны Центральной Азии получат доступ к крупным морским портам Пакистана, время перевозок грузов сократится с 35 до 5 дней, а стоимость — почти в три раза.

Кроме того, началось строительство моста между Казахстаном и Туркменистаном через залив Карабогаз. Мост облегчит грузоперевозчикам Индии, Ирана, Казахстана, России и Туркменистана путь в страны Европы. При этом существующая магистраль Казахстан – Туркменистан – Иран входит в состав транспортного коридора «Север – Юг», который должен стать альтернативой Суэцкому каналу для грузопотоков из Южной Азии в Европу и обратно. Общая протяженность этого коридора из индийского порта Мумбаи до Москвы – примерно 7 тыс. км. Из трех его направлений восточное проходит по железной дороге через Казахстан и Туркменистан с выходом на железнодорожную сеть Ирана.

По данным исследования Евразийского банкаразвития, «Север – Юг» признан ключевым меридианным коридором евразийского транспортного каркаса с большими перспективами.Согласно базовому сценарию, представленномубанком, объем контейнерных перевозок по коридору увеличится к 2030 году в 10 раз.

В конце прошлого года Коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) утвердила перечень евразийских транспортных коридоров. В него включили два транзитных железнодорожных маршрута – от границы Китая через Казахстан, Россию и Беларусь и из России в Кыргызстан через территорию Казахстана, а также один мультимодальный, где помимо железной дороги задействованы автомобильный транспорт и морские линии. В нынешнем году для этих транспортных коридоров ЕЭК разработает комплексный план развития, что позволит синхронизировать действия сторон на всех участках и повысить пропускную способность маршрутов.

Транспортная сфера является серьезным драйвером развития экономики страны и дает синергетический эффект. В ней занято более 400 тыс. казахстанцев. Огромная территория, низкая плотность населения, отдаленность населенных пунктов на фоне нарастающих транзитных потребностей делают транспортную отрасль знаковым приоритетом странового развития. Общая протяженность автомобильных дорог республиканского, областного и районного значения в Казахстане составляет порядка 100 тыс. км, а железных дорог – 21 тыс. км.

Быстро растущие объемы транзитных перевозок и высокая конкуренция со стороны альтернативных маршрутов (на саммите ШОС, который состоится 15–16 сентября в Самарканде, планируется подписание трехстороннего документа по проекту строительства железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан, идущей вне территории Казахстана) требует продолжения работы по развитию транспортно-логистической инфраструктуры страны.

В целом ключевой количественный показатель развития транзитно-транспортного потенциала Казахстана определен в рамках национального проекта «Сильные регионы – драйверы развития страны». До 2025 года планируется довести объем транзитных перевозок до 30 млн тонн. Для достижения поставленной задачи принимаются меры по строительству железнодорожной инфраструктуры, обновлению подвижного состава, контейнеризации грузов, развитию альтернативных маршрутов и международных коридоров.

У транзита через Казахстан уже сложились традиционные преимущества — скорость, стабильность, надежность, конкурентоспособность тарифной политики. Одной из ключевых проблем при реализации транспортных проектов является частое несоблюдение запланированных сроков строительства и ввода объектов в эксплуатацию. В этой связи не стоит забывать о том, что эффективное использование транспортно-транзитного потенциала – источник огромных доходов для Казахстана.

Эдуард Полетаев

Другие новости

Back to top button