Выбор редакцииИнтервью

Казахстан является колыбелью цивилизации

Одна из главных проблем в годы независимости – это слабость национальной идеологии и псевдоистория казахов. В СССР со школьной скамьи учили, что казахи появились в XV в., а блага цивилизации обрели в советское время, в том числе и письменность. Недаром в советское время пострадали ученые, которые изучали древнюю историю, мифологию и язык Степи. Российские политики и историки целенаправленно постарались обойти молчанием многие имеющие факты и исторические свидетельства, чтобы не только казахский народ, но и весь мир не знал о подлинной истории Степи.

 Пришло время национальной истории

«Фактически, несмотря на то, что за годы независимости ее несколько раз изымали, наша новая многотомная история в национальных интересах еще не полностью написана. Пора пересмотреть ее концепцию, учитывая недостатки прошлого, и переписать ее на основе новых научных принципов и нововведений», – сказал президент Касым-Жомарт Токаев в 2021 г.

Каждый народ должен писать свою историю, подчеркнул глава государства. Невозможно руководствоваться другой идеологией. Генеалогия, написанная в национальных интересах, пробуждает сознание будущих поколений и позволяет возродить память о нации.

Из глубин веков дошли ставшие легендарными имена Майкы би, Асан Кайгы и другие, которые при ближайшем научном рассмотрении обретают вполне реальные очертания.

О знаменитом Майкы би, возможном авторе праязыка, об изначальной родине древних предков, Золотом веке человечества, проблемах изучения древней истории казахов, исследованиях прошлого Степи, кодах казахского языка мы поговорили с известным исследователем, писателем Торегали Абдуллаулы Казиевым.

Его исследования отличаются не только всесторонним анализом, но и убедительными историческими, научными выкладками и параллелями. Торегали Казиев, как искусный мастер, из разрозненных и разбросанных пазлов в различных источниках разных эпох и народов создает убедительную мозаику древнейшей эпохи Степи.

Торегали Казиев родился в Оренбургской области. Окончил Оренбургский сельскохозяйственный институт. Был комбайнером и агрономом, экономистом и журналистом, заместителем мэра районного центра и экспертом по историческим памятникам.

В 1989 г. стал одним из организаторов областного объединения казахов Оренбуржья. До переезда в Казахстан в 2007-ом руководил казахско-татарской ирредентой Акбулакского района. Возглавлял экспедиции по изучению историко-культурных памятников ранних и поздних кочевников. Участник съезда тюркских народов СССР, созванного в 1991 г. в Казани. Участвовал в первом съезде казахов мира (Алматы, 1992).

Торегали Казиев – автор книг «Акбулак – прародина скифских царей», «Периферия», «Сердце Мира», «Айналайын, Акбулак», «Триумф Казахии», «Казах держал на плечах Небо», «Во главе Великой Сарматии», «Сапара Матенкызы – казахская Жанна д Арк» и др.

 Праязык начинался в Волго-Урало-Казахстанском регионе?

 Торегали Абдуллаулы, с чего у вас начался интерес к Майкы би?

– Если серьёзно окунешься историю, натыкаешься на удивительные вещи!.. «Түгел сөздің түбі бір, түп атасы Майқы би» – это выражение знает каждый второй казах, переводится – «У всех слов основа одна, праотец (слов) Майкы би»!.. Ведь герой этого выражения тянет на авторство праязыка!.. Человечества или первого евразийского (ностратического) языка.

И в шежире уйсынов ұлы жуза тоже праотец Майқы, а также в шежире башкортов, татар, венгров (там есть табын), ногайцев, узбеков, каракалпаков, кумыков и других народов.

Встают, конечно, вопросы, имеет ли это утверждение отношение к реальности?.. Когда это было? На какой конкретной территории? Имеет ли отношение к Майкы, отмеченному в родословных?

Что говорит об этой версии наука?

– Листаем источники и находим мнение одного из гуру российской лингвистики С.Е.Яхонтова: «Наиболее вероятной прародиной ностратических языков является Южный Урал и соседние районы»!..

Всех, конечно, не перечислишь, упомянем еще известного в мире палеолингвиста Марио Алинеи и историка Марселя Отта, представляющих теорию палеолитической непрерывности. Согласно ей, в Приуралье и соседних территориях в каменном веке шло непрерывное развитие и создался праязык, от которого потом пошли тюркские, угрофинские, индоевропейские и прочие языки!..

Но мы же еще со школы привыкли слышать, что тюрки-то родом с Алтая?!

– Открываем «Археологию Казахстана» от 2006 г.: «…в настоящее время растет число сторонников Ю.Немета, А.Зайончковского и М.Ширалиева, считавших прародиной тюрок Волго-Уральский регион»!..

Прекрасно обоснована теория о Волго-Уральской прародине тюрок и в работе ученых Карачая и Балкарии К.Лайпанова и И.Мизиева «О происхождении тюркских народов».

Приглашают включиться в размышление о роли здешних мест в мировой истории и культуре три научные «Арало-Каспийские конференции», проведенные после 1991 г. в городе Актобе по инициативе доктора исторических наук Серика Ажигали, собирающие многих ученых страны и соседних государств.

На Арало-Каспийской конференции сообщили, к примеру, об открытии кавказскими учеными на Устюрте каменных загонов для скота, относящихся к ледниковому периоду (Магомедов М. и др. Каспийская Атлантида//Научная мысль Кавказа. 1994. 4)!..

Основатель науки о казахской мифологии Серикбол Кондыбай также выделяет Актюбинскую область как среду, создавшую самые древние пласты казахского эпоса (С.Кондыбай. 4 т., 2008., с. 384).

Археологи и фольклористы глубину исторической памяти азиатских народов определяют в 40-60 тысяч лет. О том, что при всех ударах судьбы память о прародине всё ещё чудом сохраняется, стихи Магжана Жумабаева, обращенные к Уральским горам:

«Анамыз, бізді өсірген қайран Орал,

Мойның бұр тұңғышыңа» –

«Мать наша, нас вырастившая удивительная Орал,

Повернись к своему первенцу»!..

«Первенец» же – первым говорить начинает, однако… Перейдём к личностям.

 Майкы – каган Турана!

Есть ли более подробная информация о Майкы би?

– Второе имя Майкы – Аргы Мак, праотца жетіру, со священным именем «қартқазақ», о котором в книге Н. Мынжани «Қазақтың қысқаша тарихы» пишется: «слово «қазақ» не сразу стало именем народа, сначала это имя было именем рода-племени, потом объединения племен… в составе кіші жуза объединение жетыру (кердери, кереит, табын, тама, жагалбайлы, телеу, рамадан) звались қартқазақами. Со временем имя «қазақ» стало именем народа, именем нации».

О жетиру-қартқазақе писал и член-корреспондент АН КазССР С.Аманжолов в книге «Вопросы диалектологии и истории казахского языка», законченной в январе 1958 г. и после этого в течение 6 дней изгнанный из Академии, из пединститута, был обвинен на собраниях в национализме, одно из коих закончилось одновременно ударившими его инсультом, инфарктом и смертью…

Что известно о личности Майкы?

– О личности начинаем узнавать из сказания «Бұл қазақ қай уақытта үш жүз атанған» – «Этот казах (в смысле – народ) в какое время трехжузовым назван». Там говорится, что Майкы девятерых ханов своими руками на трон посадил…, в то время из сорока ханов правил в Бухаре хан из Красного Арыса.

И этот хан своего сына Алашу в младенчестве вместе с матерью изгнал из дома, по наущению байбише, которая сама детей не рожала. Жил Алаша охотничеством, в тени Бай Терека, как в 12 лет его принял к себе Майкы, послал осваивать восток казахской степи, сделал первым собственно казахским ханом. И именно тогда народ наш стал трехжузовым (Майқы би. А. 2014). Значит, Майкы был каганом Турана с его 40 ханами.

Говорится, что и до Алаша хана народ казахский жил, но своего ханства не имел. Казахи, мобильные охотники и скотоводы, были государствообразующим народом, пронизывавшим Туран ежегодными маршрутами вслед за пасущимися животными. Как сегодня русские не имеют своей республики в федерации.

 Казахи стали трехжузовым народом при таянии Западносибирского ледника и заселении подсыхавшего востока Степи

Где жили наши предки в ту эпоху?

– В изначалье казахи больше жили на западе степи, так как восток степи находился под тундрой, под водами и болотами, где и население было редкое, а в части Западной Сибири лежал ледник.

Как ледник стал подтаивать, а восток степи подсыхать, и послал туда Алашу с жигитами каган Турана Майкы. И создались тогда три жуза, три лица Степи – на основе трех ежегодных маршрутов мобильных охотников и скотоводов. О том, что казахский народ начинался на западе своей степи, можно прочесть и в книге Акселеуа Сейдимбека «Қазақтың ауызша тарихы»!

Ледник был и на севере Европы, назван Валдайским, в периоде 117-12 тысяч лет назад, на юге доходивший до Валдая (В.С.Мосин. Южный Урал в каменном веке).

Южнее шла полоса тундры и степь – от Поволжья и Приуралья до Жидели Байсына на стыке Узбекистана, Таджикистана и Афганистана. Климат в тогдашней степи был примерно такой, как сегодня, только немного холоднее, отмечают палеоисторики.

Были ли в ту эпоху божества, Аруахи, духи природы?

– В булгарских летописях пишется: «…волка нельзя было называть его именем «мак», потому булгары называли его «кара», «буре», «син», «кур» и т.д.». И еще: «…в одном месте алпа (первого духа) Бир Гюна называют Бай Тереком, в другом – Кара Багом (Аргы Маком – Т.К.), в третьем – Джамом, в четвертом – Кыш Тарханом, в пятом – Кермесом, в шестом – Ауданом, в седьмом – Маром, в восьмом – Рыштау (Руслан), в девятом –… Но все (во время сборов) должны молиться одинаково»!.. А также говорится, что «алпов-асов было 33 (отсюда 33 года Христа, 33 богатыря русских сказок и т.д.)».

Здесь мы видим, что при рождении будущий каган получил имя Мак. А то, что исторические лица в последующем попадали в число Аруахов, почитаемых в качестве алпов (духов), можно привести десятки примеров.

У части народов Аруахи превратились и в божества. Тот же Биргюн у русских Перун, у прибалтийских народов Перкун, Перкунас и т.д. Скифский Тагимасад (праотец таракты табынцев Тогым) у греков почитался как бог Посейдон (Геродот. История. М.2006. с.253), а о титане Прометее античный автор Аполлоний Родосский писал: «Прометей был прежде – скифским царём»!..

Первый хан кыпшаков Абар освящен как алп молнии, кузнечества и торговли Сувар, на булгарском зимнем празднике Рождества как царь-солнце Кубар. У русских это бог-кузнец Сварог, а в книге грека Геродота «История» отмечен как гипербореец Абарис, ходивший по земле со стрелой в руке.

 Примеры единства первоначала 

Является ли Майкы родоначальником и других народов?

– Совпадения древности у разных народов объясняются единством первоначала. В булгарских летописях говорится, что государство Идель (Туран) создано семью племенами. О жетіру-қартқазақе (семиплеменном-первоказахе) я сказал выше…

З.Аминев в статье «Отражение космогонических воззрений в эпосе «Урал батыр»: «Изучение мест расселения башкирских племен по рекам Яик (Урал), Нугуш, Идель и Сакмара показывает, что в этих местах расселены так называемые башкорты-семиродцы, от которых, по поверьям, образовался башкирский народ». Табынцы башкортов и сегодня имеют второе имя уйсын, и в шежире праотец – Майкы… Присутствуют и остальные шесть племен первоначала Турана, указанные в перечне Н.Мынжани.

М.И.Ахметзянов: «…из татарских шеджре следует, что Майкы был родоначальником племени уйшин. Этноним ишун (Шун, Сун, Сон) сохранился в активном лексиконе в Поволжье и Приуралье в виде гидронимов (названии рек и озер). Татарские деревни Шунбаши и Верхний Шун. Эти имена сохранились нам в наследство от древних татарских племен» (О происхождении топонимов. Казань. 1990).

Есть в Татарстане и топонимы по именам тех семи племен: аулы Югары Табын, Тюмян Табын и другие. Упоминаем о табыне, т.к. он сохранил до сего дня в качестве родовой тамги тарак (трезубец) – неотъемлемый знак каганской власти. А также жалаир в ұлы жузе и тарақты в орта жузе. При величии Турана распространился в мире как знак элиты.

Что за знак элиты?

– В булгарских летописях пишется, что в руках абызов династии Дуло (Дулат), представителем коих был первый царь Иделя Джам, всегда был посох (асатаяк) в форме трезубца. И те абызы себя, свое племя и асатаяк в форме трезубца звали словом «қазақ».  Это слово означало вначале «лучи солнца, само солнце и Тангры (Тәңір)» и было запрещено его произносить простым людям под страхом смертной кары.

Применялись обережные имена: казаяк, казык, азык и еще многие другие. Если основное имя того или иного народа/племени в какие-то периоды не фиксируется на публике – это не означает, что его нет и не было – табуировано для частого произношения.

И, видимо, остались с той эпохи топонимы?

– В Крыму крымско-татарские названия местностей: мыс Картказак, село Картказак, село Таврическое (Табын) в Ишунской (Уйсын) волости в 1860 годы и т.д. Примеры можно продолжать до бесконечности и не только из наследия тюркских народов…

Река Жем в Актюбинской области, она же Йембі (Эмба). Вспомнишь выражение «оның көңілі иіді» (его отношение подобрело) и понимаешь, что Йима (Иітуші) – «Создающий Добро». Там как раз недалеко Борсык кумы – одна из зимовок первого Алаша хана (Ж.Артыкбаев).

Академик Мирфатых Закиев в «Истории татарского народа» писал, что Зороастра при рождении назвали Жарастыр (Примиряй людей) и он был тюрком.

А Зороастр в «Авесте» говорит, что он из племени спи тама – таминцы до сих пор живут на берегах Илека! Как и в Башкортостане и в Татарстане.

А в Ригведе ее составители не раз обращаются к Высшим силам: «…помогите людям племени го тама, народа кушика (қазақ)»! Это обращение тех, кто мигрировал из нашей Степи в другие страны во время тысячелетней засухи в III-II тысячелетии до н.э.

 Столица Турана располагалась в Илеко-Кобдинском междуречье… 

 

Но почему в древнейшие эпохи центром мира была выбрана именно наша суровая для проживания Степь? Ведь и в Авесте говорится не раз о суровости природы Турана.

– Откройте энциклопедию «Актобе» и увидите на карте овраг (устье древней реки) с названием Майкысай, идущий со стороны реки Кобды к реке Илек. Рядом Майкыбулак, Мак-Бал-сай и другие говорящие названия местности. Бал – потомок Майкы и тоже отмечен в булгарских летописях как один из последующих каганов Турана.

И, конечно, в казахском наследии:

«Балдың көп дүр ұрпағы,

Үйсінді жоқ ұрмағы,

Ондай ел өскін келеді,

Оның жоқ дүр құрмағы,

Қоң, Рат, Қып, Шақ, Болданды

Жоқ демеңіз болғанды»

(Табын. А.2006. «Алаш» тарихи-зерттеу орталығы).

Диодор Сицилийский писал, что в числе потомков первого царя скифов (Майкы?) были братья Пал (Бал) и Нап. Потомки этих царей распространили свое владычество до египетской страны Нила» (II. 43. Вестник Древней Истории. 1947. с.250-251).

Вы раньше рассказывали о городе Орнык. Какая есть информация о нем?

  • В междуречьи Илека и Кобды между аулами Ортак и Аксай Кобдинского района Актюбинской области, по всей вероятности, располагался и город Орнык, построенный каганом Майкы:

«Майкы атам Орнық деген қала салған,

Бұл орын көпке дейін мекен болған,

Қаланың төңірегі екен қорған.

Шыңғыстың лаңында талқанданып,

Шыққан күш, өткен еңбек бекер болған.

Қазақ та сол бір кезде білім алған.

Күлін көкке ұшырып жоқ қылыпты,

Кейінге жоқ сияқты бірі қалған.

Арабтан сол бір кезде үлгі алыпты,

Екені осылайша бізге анықты.

Бар болса қай орында ескі мұра,

Барлығын жоқ қылуды ұйғарыпты.

Қазақтың бар мұрасын күл ғып өртеп,

Тарихтан кейінгілер құр қалыпты»

(«Майқы би» кітабы. С.Шәріп, Қ.Дәрібайдың ақпараты. А. 2014. 16б.).

Знаменитый переводчик иранской «Авесты» академик РАН И.М.Стеблин-Каменский с восхищением писал: «В разделе Авесты Видевдате рассказывается, как первый царь Йима, «владелец добрых стад», царь-пастух Золотого Века строит первый город»!..

Это о городе Орнык?

– Да. Там рядом большое озеро есть – я туда летом 1983 г. рыбачить ездил из Акбулака, что за 40 км. А где-то в 1986-м ко мне в редакцию районной газеты пришел ветеран ВОВ, Алексей Александрович Корчагин и сообщил о развалинах города Орнык: «…до войны в 1940 г. я возил камни с того города на полуторке на строительство элеватора в Акбулаке.

Стены там были километрами, вдоль и поперек, высотой в метра полтора, в земле полметра. За Свечковкой в сторону Уртака. Некоторые камни были с надписями»!..

Стал расспрашивать других старожилов, и выяснилось, что большинство камней возможной столицы Турана ушло в тело железной дороги «Оренбург-Ташкент» в начале XX в., а остальное интенсивно выбрали на стройки советского времени ближайшие районы Оренбургской области России и Актюбинской области Казахстана. Один из сотен шоферов, из тех, о ком знаю, возивших те священные камни, – Фёдор Ильцов – еще жив и живёт в селе Первомайское Оренбургской области.

Обращался не раз за прошедшие годы к решающим инстанциям обеих областей и писал в печати о необходимости археологического обследования места, где стоял тот город, – никого не интересует. Если даже это не Орнык – он же наш, казахский…

А сейчас, наверное, уже ни одного камня там не осталось. В разных там Грециях, Египтах, Италиях и прочих в каждую страну десятками миллионов в год туристы ездят посмотреть на древности, а у нас древности никому не интересны?

Почему центром самых могучих древних государств Евразии было Илеко-Кобдинское междуречье?

– Ключи к ответу лежат в тех же трех группах источников. В археологических ежегодниках 1970-х годов отмечалось, что местность по левому берегу Илека от Соль-Илецка до Актобе (170 км!) имеет самую высокую плотность древних курганов во всей Евразии. Т.е. «долина царей» здесь в несколько раз длиннее, чем в Древнем Египте!.. А находящийся между Соль-Илецком и Актобе Акбулакский район Оренбуржья историки называют районом святилищ.

Это древние храмы, где абызы выступали перед массами мобильных охотников и скотоводов, весной шедших на северные летние пастбища вплоть до Казани и Рязани, а осенью обратно на южные зимники в Мангыстау, на Сырдарью, в Бухару, Жидели Байсын и другие места.

Здесь стояли университеты древности, вроде знаменитого Аркайыма, тоже расположенного на территории исторического қартқазақа, обучавшие молодежь всем специальностям тех эпох!.. Наука и технологии қартқазақа расходились за тысячи километров.

В книге «Степи европейской части СССР в скифо-сарматское время» пишется, что река Урал в широтном течении была природной разделительной линией для кочевий. На север от реки летом много травы и воды, но зимой толстый слой снега и животные не могут достать корм тебеневанием и потому они осенью шли на юг. Зимники начинались с Илека, впадавшего в Урал с юга.

Применительно к первому тысячелетию до н.э. археолог К.Ф.Смирнов в работе «Сарматы на Илеке» показал, что на Илеке формировалась и тысячелетняя Сарматия, в пике могущества контролировавшая территории от Вислы в Германии до Чукотки и от Дуная до Китая. Так было и при Туране – причина в геополитическом расположении Приилечья и как центра «врат народов» между Каспием и Уральскими горами, и как центра кочевых маршрутов между Казанью и Афганистаном, и в близости к Урало-Мугалжарской горно-рудно-металлургической базе – основе для тысячелетий технологического и военного преимущества Турана в мире.

 Технологическое преимущество Турана

В чем выражалось технологическое преимущество Турана?

– Прочитав книги археолога Г.Матюшина, историков А.Нарымбаевой, Ж.Байжумина и других, вы сами увидите, что и 15-20 тысяч лет назад на Южном Урале и в Казахстане вовсю работали «заводы» по массовому изготовлению лучших в тогдашнем мире орудий труда и оружия. Вплоть до падения от тысячелетней засухи около 1900 гг. до н.э. у Турана конкурентов на планете не было.

Вот, в книге Г.Матюшина «У истоков цивилизации» о мастерах ЮжноУрало-Казахстанского региона каменного века: «По определению английских классиков археологии Гордона Чайльда и Грехэма Кларка те люди, которые делали такие микролиты, создали всю мировую цивилизацию»!..

И пишется, что микролиты – это маленькие камни, по заключениям специалистов в 100 раз острее современных хирургических инструментов, вставлялись в пазы костяных и деревянных ножей, кинжалов, копий, стрел, жатвенных ножей, сох и других, повысившие производительность труда в 60 раз!

Примеры из той же книги: «…обнаруженные в Зарзи (Месопотамия) изделия изготовлены из яшмы, которая залегает только в яшмовом поясе в Южном Зауралье, в Атбасарском районе Кокчетавской области и в Актюбинской области. Из озера Карабалыкты распространялись яшмовые микролиты по всему свету».

Что говорит об этом археология?

– Академик Алкей Маргулан, четверть века возглавлявший Центрально-Казахстанскую археологическую экспедицию,  еще в 1970-е гг. писал в своих трудах, что тюрки подарили миру металлургию и все древние металлургические термины мира взяты из тюркского языка.

Многие опасались гения Маргулана. Его не раз сажали, часть трудов пропала, но он сумел остаться в науке. Сила его была в том, что сочетал научные знания и умения историка и археолога с глубокими знаниями казахского (тюркского) наследия.

После него к защите допускались диссертационные темы, в основном посвященные временам не ранее средних веков, чтобы историческое сознание народа застряло на средневековом уровне? Надо признать, что инициаторы торможения сознания немалого добились. Сегодня стоит задача возрождения исторического сознания.

Есть ли остатки каких-либо поселений, святилищ той эпохи?

– Часть святилищ, расположенных с декабря 1934 года на российской стороне (когда часть районов из Актобе передали Оренбургу), официально отнесена к важнейшим памятникам Оренбургской области. К примеру, святилище Солнца и Огня в около десяти км от казахстанских аулов Ортак и Аксай имеет форму круга диаметром 70 метров, сегодняшнюю высоту кругового вала в 3 метра и шириной в 6 метров.

В той же местности Донгелексай есть еще святилище с диаметром метров в 200 (на научном учете не состоит) – его показывал мне в 2005 г. местный уроженец Новицкий. Говорил он, что на казахстанской стороне были еще храмы в 300 метров в диаметре и даже в 600 метров. Есть еще святилища у села Вершиновка (включены в число важнейших), около аула Майдан и другие.

P.S. В исследовании проекта Shejire DNA (научный руководитель Жаксылык Сабитов) выяснилось, что андроновцы, жившие на территории Казахстана около трех-четырех тысяч лет назад, имеют набор генов, который часто встречается у казахского рода табын. В западной науке представителей андроновской культуры принято называть ариями. Именно они построили легендарный город Аркаим и изобрели первые колесницы. Следы их культуры встречаются на гигантской территории от Сибири до Индии.

 

Дастан ЕЛЬДЕСОВ, специально для Матрица.kz

 

 

 

Другие новости

Back to top button