Социум

Как в Казахстане появились хиджабы и короткие штаны

Современные религиозные трения в Казахстане – это рукотворные и искусственно созданные религиозные конфликты: местную версию ислама «столкнули» с арабской. В течение тысячелетия ислам без военных конфликтов, мирно распространился и существовал в Степи, и вот в конце ХХ – начале ХХI века у нас появились салафиты и объявили тысячелетний путь наших предков ошибочным.

 Положение женщин в арабской версии ислама

Салафиты не хотят признавать здравый смысл, логику, разумность, не хотят учитывать доисламскую историю, культуру, традиции и т.д. Салафиты, исламисты, отвергая местную версию ислама, хотят слепо и бездумно ввести у нас арабскую версию, при этом не классическую, а аль-Ваххаба (XVIII в.), зачастую не проводя различия между канонами религии и арабскими национальными традициями и обычаями.

Например, отношение арабов к девочкам, женщинам. Появление девочки в семьях воинов-кочевников древней Аравии считалось проявлением немилости богов и позором, и нередко отцы девочек, из-за частых издевательских насмешек своих соплеменников, уносили своих дочерей в пустыню и заживо закапывали в песок. Есть данные об умерщвлении родителями новорожденных девочек и по причине бедности.

Коран, правда, пытается отделить себя от этих обычаев: «когда зарытую живьем спросят, за какой грех ее убили» (Коран. 81:8,9). Да, для того времени это своего рода был прорыв, когда стали хотя бы порицать такой национальный обычай и объявили его тяжким грехом: «Не убивайте своих детей, опасаясь нищеты, ведь Мы обеспечиваем пропитанием их вместе с вами. Воистину, убивать детей – тяжкий грех» (сура 17, аят 31).

Поэтому для оценки влияния ислама на положение женщин необходимо учитывать статус женщины и в доисламской Аравии – некоторые его положения остались и в позднее время.

Хотим мы или не хотим, многое из доисламской эпохи в жизни арабов осталось до наших дней, что «учитывалось» или не было «регламентировано» Кораном. Например, доисламская национальная одежда арабов, призванная защищать их в условиях пустыни – жары, песка, солнца, ветра и т.д., поэтому волосы и тело прикрывались, и такую одежду можно носить круглый год. И которую наши салафиты слепо хотят ввести и у нас.

По мусульманским канонам, женщина имела неравные права по сравнению с мужчинами. Есть изречение Корана в суре 30 Румы: «Аллах создал для вас (для мужчин) из вас самих жен, чтобы вы жили с ними»; в суре 4 Женщины: «мужья стоят над женами» (4:34) и др. В данном случае зафиксировано положение женщины в древней Аравии, когда она была как собственность своего мужа.

Иное было положение женщины в Тюркском каганате. Многие тюркские женщины были обучены военному делу и умели держаться в седле. В этом они мало уступали тюркским мужчинам.

Иногда женщины становились правительницами, военачальниками, наместницами и послами. Жены обладали правом голоса при решении семейных проблем, участвовали в общественной жизни племени, но при этом считались честными и верными женами.

Умай, древнейшее женское божество тюркских и монгольских народов, занимало второе место после Тенгри.

Давайте посмотрим, в каких обществах были отношения между членами семьи, мужьями и женами и их детьми более справедливые, здоровые, честные и меньше было обмана? Как правило, это были древние племена или народы, у которых наблюдалось относительное равноправие между мужчинами и женщинами, как у тюрков.

Или возьмите относительное равноправие мужчин и женщин у казахов. У казахов на празднествах или джайлау девушки наравне с мужчинами принимали активное участие в различных степных играх (например «кыз-куу» девушку-догони). Достаточно вспомнить айтысы (например, как Дина Нурпеисова участвовала в них наравне с мужчинами) и т.д., т.е. свободно могли общаться. В тяжелое для народа время женщина казашка могла оседлать коня и наравне с мужчинами отражать нападение врага.

Не говоря о девушках-батырах: Томирис, Бопай Ханым, Сапара Матенкызы и др. Даже в годы Второй мировой войны наши девушки-добровольцы показали примеры мужества, отваги и смелости: Алия Молдагулова, Маншук Маметова, Хиуаз Доспанова и др.

Женщина у казахов в отличие от мусульманок-ортодоксов соседних народов были более свободны и в повседневной жизни. Не было принято закрывать лица, носить чадру или паранджу, прятаться от посторонних глаз на женской половине дома. В юрте, где не было разделительной перегородки, женской половиной называлась лишь условная часть, в отличие от домов оседлых мусульманских народов.

Надо признать, несмотря на все законы нового времени, особенно в мусульманских странах, повсеместно нарушаются права женщин. Например, ситуация с правами женщин в Афганистане, неравенство полов в Саудовской Аравии, Иране и т.д. Нередко в мусульманских странах женщинам запрещено водить автомобили, принимать участие в выборах и быть избранными в государственные органы и т.д. В Иране, Афганистане могут убить женщину за неправильно одетый хиджаб.

Полная зависимость жены от мужа стала важнейшей характерной особенностью семейного быта у всех мусульманских народов, в том числе и казахов. Но в отличие от оседло-земледельческих мусульманских регионов, у кочевых казахов постулаты мусульманского права не развились столь широко. В семейно-бытовых отношениях все было относительно.

Этому способствовал образ жизни и стиль мышления номадов-казахов. Круглогодично кочуя по бескрайним степям Евразии, казахи жили в основном по законам обычного права, традиционно применялось прецедентное право на основе Адата. Где и было закреплено равенство полов, родов и т.д.

Тем более, на огромных степных пространствах было мало культовых мусульманских построек, типа мечетей, минаретов, медресе и т.д., которые могли бы оказывать непосредственное влияние на духовную жизнь степняков.

Духовные отцы учитывали национальные особенности при введении ислама, и в итоге в Степи – своя версия ислама, отличная от других.

В Степи в теплое время девочки и девушки ходили с непокрытой головой, покрывали голову замужние женщины. Казахские женские украшения и национальная одежда имеют доисламскую историю – саукеле, камзол, бөрік, шошак бөрік, бока, платье и т.д.

Надо помнить, что с матери зарождается не только язык, но и воспитание, культура, образование детей. Возможно, поэтому школьники из Казахстана показывают хорошие результаты на международных олимпиадах, а девушки-шахматистки занимают призовые места. «Қызды тәрбиелегеннің – бір ұрпақты тәрбиелегенің», – деген екен ата- бабаларымыз.

 Почему у салафитов короткие брюки и борода?

И короткие штаны в древности тоже имели вполне бытовые, экономические причины, не связанные с религией. Ведь наши имамы носили и носят брюки нормальной длины и, тем более, не заправляют их в носки. Так откуда же пошла такая «мода» у наших салафитов?

Их внешний вид – борода и короткие штаны – является результатом буквального понимания священных текстов. Салафиты принимают только буквальное значение хадиса: «ношение того, что ниже щиколоток, может привести в ад». В хадисе действительно есть слова о том, что штанины должны быть выше щиколотки и что тот, у кого они ниже, попадет в ад.

Молодые люди читают это и одеваются соответственно, ведь они не читают толкования к хадисам. Они считают только себя истинными мусульманами, а всех мусульман, которые не разделяют их убеждения, салафиты считают заблудшими.

Изречение о коротких штанах появилось во времена пророка, то есть в VII-VIII веках. Люди тогда жили бедно, ткань была роскошью. Богачи, демонстрируя свое превосходство, наматывали на себя много ткани, т.е. богатые и знатные люди, стремясь из высокомерия подчеркнуть свой выгодный статус, специально стали шить и носить одежду, которая волочилась по земле.

Тогда к пророку обратились бедные бедуины: «Что делать?». И, чтобы уничтожить гордыню и неравенство среди мусульман, он сказал: «У кого штанины ниже щиколотки, тот попадет в ад» и повелевал, чтобы верующие носили простые короткие штаны.

Это говорит о том, что ношение коротких штанов вызвано необходимостью, это было жестким предостережением тем, кто преднамеренно удлинял одежду для моды или для хвастовства. Суть призыва в том, что мусульманин должен быть скромным, не высокомерным.

С тех пор прошло много времени, ткань перестала быть роскошью. Штаны, закрывающие щиколотки, давно уже не признак богатства. И мужчины, в том числе и мусульмане, носят брюки нормальной длины не из-за высокомерия.

В Казахстане – ханафитский мазхаб, по которому ношение бороды – суннет, т.е. не обязательно. А в арабских странах ношение бороды – уаджип, т.е. обязанность. Самое суровое наказание там – сбрить бороду, это подобно смерти. И наши салафиты и другие радикалы в этой части переняли арабскую версию ислама.

 В Степи – религиозный синкретизм

Ваххабизм (салафизм) появился по историческим меркам совсем недавно – в ХVIII веке, и сразу же провел «ревизию» всех четырех мазхабов, при этом исказил их значение. Недаром ваххабитов часто обвиняют в создании собственного мазхаба – они отвергают остальные 4 мазхаба.

Именно эта «революционная», непримиримая позиция является основой радикализма, который в свою очередь породил экстремизм. Недаром салафиты – участники многих военных действий, терактов за «исламское государство», «халифат», входили в состав террористических организаций и т.д.

Между тем религиозным основам, древним знаниям, мифологии в Степи – десятки тысяч лет. Ханафитский мазхаб получил распространение среди местного населения из-за консенсуса между духовными лидерами древнейшей, изначальной тенгрианской традиции Степи и миссионерами новой традиции, и местные духовные учителя дали одобрение на миссионерство ислама.

Тенгрианство наиболее полно отражало верования степняков, отвечало их образу жизни и лежало в основе казахской традиционной культуры: в музыке, архитектуре, фольклоре, эпосе, поэзии. Тенгрианство раскрывало весь мир как единый живой организм, «одушевленное единство», и человек в отрыве от природы не рассматривался.

И в местной форме ислама проявился религиозный синкретизм – соединение разнородных вероучительных и культовых положений в процессе взаимовлияния религий в их историческом развитии. Ханафитский мазхаб был очень гибким и либерально относился к местным традициям, перенимал доисламские особенности, то есть не был ортодоксальным.

Возник своего рода симбиоз и синтез ислама и тенгрианства. Как отметила культуролог Зира Наурзбаева, «И синтез этот был закономерен, т.к. ислам представляет возобновление изначальной традиции в новых условиях, а тенгрианство – ветвь этой изначальной традиции. И когда мы говорим о возрождении ислама, речь идет о возвращении к этой точке синтеза, интерпретации мусульманской традиции казахов с опорой на ее духовные авторитеты с учетом изменившихся исторических условий».

Ханафитский мазхаб стал распространяться, когда ислам вышел за границы арабского мира. Первоначально ислам – это все-таки была религия, главным образом, арабов. Абу Ханифа (есть мнение, что он был тюрком) на базе исламского учения разработал систему, которая была доступна всем, и из-за своей гибкости приобрела огромный потенциал для проповедничества и распространения. Именно поэтому ханафитский мазхаб был широко распространен на периферии исламского мира, в том числе и у нас.

Особенности степной формы ислама принимались и учитывались во всем мусульманском мире. Это выразилось, в частности, в признании учения наиболее известного из суфиев Ходжа Ахмета Яссауи, который способствовал «примирению» ислама с тенгрианством.

Ходжа Ахмед Яссави считается одним из тех, кто разработал концепцию аулие (святых), уважение и поклонение которым стало важной частью исламской традиции в Средней Азии. Культ поклонения святым, который тесно связан с традицией уважения к предкам, Аруахам, был очень важен для тюркских народов.

В этом отношении местный ислам уникален и способствовал развитию национальной культуры и науки.

Дастан ЕЛЬДЕСОВ, специально для Матрица.kz

 

 

Другие новости

Back to top button