Выбор редакции

Как может измениться облик городов Казахстана в ближайшие десятилетия? —  Взгляд эксперта

О последних тенденциях в сфере архитектуры городов мира и Казахстана рассказал известный архитектор РК Нурлан Камитов, основатель INK Architects, почетный член Королевского института британских архитекторов, академик IAAM и почетный член AIA (Американский институт архитекторов). 

Тренд 1. Компактность и мультифункциональность

Все более востребованной среди населения в мире, включая Казахстан, становится тема пешеходности, человеко-центричности, компактности и безопасности городских пространств, считает Нурлан Камитов.

Он отметил, что, по сравнению с ушедшими в далёкое прошлое советскими масштабами, кварталы будут становиться компактней, согласно человеческому масштабу. Это касается в том числе огромных советских площадей, которые должны быть отформатированы в соответствии с новыми реалиями и потребностями людей в эффективном планировании пространств.

В качестве примеров таких пространств можно привести исторические районы городов Европы, которые создавались в доавтомобильную эпоху. В Алматы это район так называемого «Золотого квадрата», в Астане – историческая часть правого берега, где наблюдается больше пешеходных переходов и др. По словам Нурлана Камитова, комфортные для жизни кварталы предполагают оптимальные параметры застройки для удобства местных жителей и гостей, к примеру, ширина двора – не меньше высоты дома, чтобы избежать эффект колодца. Кроме того, в таком районе больше зеленых и рекреационных зон для отдыха, камерные дворы, где есть общественные и приватные зоны для общения людей и создания сообществ, обеспечена пешеходная доступность к объектам застройки, предусмотрена развитая социальная инфраструктура с объектами обслуживания и т.д.

Также, по мнению Нурлана Камитова, раньше для многих было привычно, что жизнь в мегаполисах — работа, образование и развлечения — сосредоточена преимущественно в центре города. Но в последние годы, особенно после пандемии и с развитием технологий, такая модель постепенно уходит в прошлое.

«Децентрализация и сбалансированное распределение функций — это новый тренд, который усилился в период пандемии, — говорит архитектор. — Сегодня люди стремятся жить, работать, отдыхать и развиваться в своем районе проживания. Поэтому все чаще новые районы проектируются не по принципу советского деления на жилые микрорайоны — заводы, а по уровню многофункциональности и шаговой доступности всего, что необходимо людям ежедневно».

Так, к примеру, в Париже активно внедряется 15-минутный город с более экологичной, безопасной и удобной городской средой. В таких районах вводятся ограничения для въезда авто, дается больше пространства для велосипедистов, а также для парков и зеленых зон. Кроме того, зеленые и спортивные площадки, доступные для всех местных жителей, появляются в школах. Также в Барселоне на месте бывших проезжих улиц, которые закрыли для авто, оборудуют игровые зоны и пешеходные маршруты, площадки для отдыха, скамейки, высаживают больше зелени, деревьев.

Другим примером может послужить создание удобных для жителей полицентров в Алматы, где можно работать, учиться и отдыхать в своем районе, без необходимости выезжать каждый раз в центр города. Над проектом части полицентров работает и компания Ink Architects. Предполагается, что в новых районах будет развитая инфраструктура со знаковыми объектами, включая школы, детсады, клиники, парки, спортцентры, коммерческие объекты, рынки, аптеки, кафе и другие точки питания и т.д. Особенно это актуально для пригородов южной столицы, нуждающихся в более развитой социальной инфраструктуре, рабочем пространстве с возможностями для трудоустройства, привлекательном жилье для разных типов семей, шаговой доступности мест для работы, отдыха и развлечений, создании улиц, удобных для пешеходов и велосипедистов.

Тренд 2. Идентичность

Как отметил эксперт, сейчас люди нуждаются в узнаваемой и понятной пространственной единице, с которой они могли бы себя идентифицировать. Однако, нередко современное проектирование может, наоборот, разрушать чувство общности, через создание безликих пространств.

«В реальности же районы должны быть компактными, соразмерными селу. При этом каждый район должен обладать своей уникальной идентичностью и названием, связанным с историей места или локальными достопримечательностями. Поэтому активно развивается навигация, архитектура с отсылками к локальным деталям и истории, орнаментализм и т.д. Наши люди все больше тянутся к культурным паттернам, все больше можно увидеть национальные узоры в городской среде», — говорит Нурлан Камитов.

Из зарубежных примеров можно привести отдельные районы с четким разделением в крупнейших мегаполисах мира, в том числе районы Сохо и Хакни в Лондоне, Манхэттен и Бруклин в Нью-Йорке, и т.д. В Алматы это Финансовый центр, район так называемого “Золотого квадрата”, спальные микрорайоны и т.д. Своя атмосфера с особым почерком проектируется компанией Ink Architects и в новых полицентрах южной столицы, к примеру, в проектах Восточных и Западных Ворот Алматы, в проекте нового района Чирчик в Ташкенте и т.д.

 

Тренд 3. Микромобильность и Vision Zero

По мнению архитектора, в городах будет появляться все больше кольцевых перекрестков и круговых развязок, которые не только повысят безопасность дорожного движения, но и сделают его более плавным и эффективным. Также значительно расширится сеть велосипедных дорожек и выделенных полос для альтернативного транспорта, что создаст комфортные условия как для велосипедистов, так и для пользователей самокатов и других средств микромобильности.

В целом, общественный транспорт, по мнению Нурлана Камитова, в ближайшие десятилетия станет более доступным и разнообразным: увеличится количество маршрутов, появятся новые виды транспорта, а существующие линии будут модернизированы для повышения качества обслуживания пассажиров.

К примеру, INK Architects проектирует такие условия в новом полицентре Алматы – Западных воротах, также предлагая маршруты и остановки общественного транспорта в шаговой доступности. В районах города будущего поколения планируются велоинфраструктура, небольшие круговые движения на перекрестках, которые позволят избежать светофоров и простоев, и в то же время увеличивают безопасность проезда.

Вместе с тем, в новых районах рекомендуется проектировать более широкие пешеходные тротуары, выделенные полосы для общественного транспорта, обособленные велодорожки, озеленение.

«Продуманная уличная среда может регулировать скорость автотранспорта, самокатов и велосипедов, увеличивать комфорт и безопасность пешеходов. Как следствие, повышать рентабельность коммерции, стоимость квартир, стимулировать малый бизнес, предпринимательство вдоль пешеходных потоков. Комфортные, уютные и пешеходные районы имеют повышенную стоимость в сравнении с районами, ориентированными на автомобилистов», — сказал Нурлан Камитов.

Вместе с тем, по словам эксперта, развитие альтернативных автотранспорту видов передвижения способствует росту проходимости к коммерции и точек питания. К примеру, увеличилось число активных фасадов на улице Тимирязева за счет комфортной среды и создания линии БРТ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Другие новости

Back to top button