Выбор редакции

К расширенному заседанию правительства

Очевидно, что ключевыми станут вопросы экономического развития, финансовой устойчивости, продовольственной безопасности и инфраструктурного развития.

В своих прежних выступлениях и недавнем интервью президент Токаев неоднократно критиковал экономический блок правительства, сменил не так давно назначенного министра. Очевидно, это является однозначным свидетельством неспособности сегодняшнего МНЭ реализовать поставленные задачи. Сегодня мало кто помнит, но в тучные нефтяные годы страна обходилась без министерства национальной экономики. Быть может и в самом деле проблема экономики заключается в самом факте существования профильного министерства? Его упразднение не только позволило бы существенно сократить расходы на его содержание, но и устранить лишний барьер между минфином и администраторами бюджетных программ?

Все последние девальвации в стране напрямую отражали состояние валюты соседней России и вероятнее всего связаны не конъюнктурой цен на ключевые экспортные товары. Это означает, что ключевой является проблема общего валютного рынка ЕАЭС. По сути, удерживая паритет «рубль-тенге» в коридоре 1:5, мы невольно способствуем перетеканию валюты в Россию и становимся своего рода обменным пунктом. И, если выйти из ЕАЭС сегодня нереально, то отказаться от паритета и не принуждать свою валюту тонуть вместе с рублем — вполне достижимо. Так поступает Кыргызстан, у которого стабильный курс сома никак не оказывает негативного влияния на позиции экспортеров и обеспечивает внутриполитическую стабильность. В противном случае, прогнозируемая в России гиперфинфляция отразится на нашей стране катастрофическими последствиями.

Продовольственная безопасность ярко охарактеризована недавним всплеском цен на картофель. Мало кто помнит, что осенью появлялись посты и рассылки в чатах о вываленных гуртах картофеля, который производители были вынуждены выгрузить на полях и свалках по причине отсутствия достойной закупочной цены. И здесь встает вопрос о прогностических способностях минсельхоза. Который, возможно, следовало бы переформатировать в министерство аграрной промышленности. Это заставило бы чиновников изменить целеполагание в сторону стимулирования производства конечной продукции и открытия новых технологических цепочек. Кстати, отмена субсидий и передача этих средств в Агробанк тоже привел бы к существенной экономии и повышению эффективности госинвестиций.

И, многострадальная инфраструктура, включая транспорт. Поскольку развитие среднего коридора выступает для нас важным приоритетом. Здесь все упирается в пропускную способность наших железнодорожных магистралей, поскольку по одним путям у нас ходят и пассажирские, и грузовые составы. В результате, они не способны обеспечить ни первое, ни второе направление.
Решением могло бы стать открытие неба до 9-го уровня, с разрешением для зарубежных компаний совершать перелеты внутри страны. Это привело бы как к снижению цен до европейских, где можно перелет между столицами совершить даже за 9 евро, так и к появлению прямого сообщения между регионами. При таких условиях казахстанцы бы предпочли бы авиатранспорт, позволив многократно разгрузить железную дорогу.

И, наконец, все это должны бы предлагать наши многочисленные госхолдинги, «Самрук», «Байтерек», «Казагро», вопросы о целесообразности существования которых поднимаются регулярно. Может, в самом деле стоит к ним прислушаться? Мы ведь когда-то прекрасно обходились без них.

 

Калиев Талгат, политолог

Источник телеграм канал

Другие новости

Back to top button