Исследование Tax Foundation: налоги на сладкие напитки не решают проблему ожирения

Международный исследовательский центр Tax Foundation опубликовал новое исследование, в котором ставится под сомнение эффективность налоговых стратегий, направленных на сахаросодержащие напитки. Публикация «Налоги на напитки не исправят ситуацию со здоровьем в мире» появилась в тот момент, когда чиновники по всему миру пытаются справиться с растущей эпидемией ожирения с помощью налоговой политики, направленной на сахаросодержащие напитки.
По данным Всемирного Банка, 117 стран в той или иной форме ввели налог на напитки с высоким содержанием сахара, используя различные налоговые механизмы. В публикации отмечается, что эти налоги не достигают целей общественного здравоохранения: снижения и профилактики ожирения.
В публикации рассматриваются конкретные примеры из нескольких европейских стран, которые показывают, что введение налогов может ускорить процесс изменения состава безалкогольных напитков с целью снижения содержания сахара в них, однако на общем потреблении сахара это не сказывается. Вывод, который можно сделать из этих примеров, заключается в том, что любые потенциальные выгоды для здоровья компенсируются заменой сахара из напитков на сахар из других сладких продуктов питания.
«Нет никаких доказательств улучшения состояния здоровья в результате роста цен на напитки с высоким содержанием сахара», — говорит директор Tax Foundation по акцизной налоговой политике Адам Хоффер. «Налог на напитки слишком узок, чтобы существенно снизить потребление сахара, и снижения потребления только сахара, вероятно, недостаточно для достижения положительных результатов в области здоровья».
Далее в анализе приводится ряд вариантов поведения рынка и потребителей, которые должны иметь место, чтобы налог на напитки был эффективным.
«Налог на сахаросодержащие напитки должен повысить их рыночную цену, что должно привести к сокращению объемов их покупки потребителями; затем потребители должны будут заменить прежнее потребление сахаросодержащих напитков более здоровой альтернативой, предположительно с меньшим количеством калорий; а поведенческий выбор после замены потребления должен привести к чистой общей выгоде для здоровья населения», — добавил Хоффер.
В целом, исследование показало, что введение налога на сахаросодержащие напитки, скорее всего, приведет к снижению их потребления, но не окажет существенного влияния на общее потребление сахара, другие факторы, способствующие ожирению, или общее состояние здоровья населения. Полный текст публикации можно найти здесь.