Бизнес

Игра по-новому: как STEAM-образование будут развивать в Казахстане

С началом нового учебного сезона в школах закипит жизнь. Еще 5-7 лет назад процесс обучения был простым, когда учителя рассказывают и дают задания, но теперь этого уже недостаточно. На фоне развития всяческих технологий дети воспринимают и используют информацию иначе.

«Учить школьников на основании сухих дисциплинарных правил уже бессмысленно. Им нужно показать, что наука – это интересно и что она оживает в их руках, когда они «заворачивают» академические знания в практические проекты», — говорит генеральный директор корпоративного фонда Caravan of knowledge Зарина Биюмбаева. Она рассказала о том, как в топовых по уровню развития экономик странах развивается STEAM-образование и как этот опыт применяется в Казахстане.

— Зарина, у вашей команды несколько исследований в сфере STEAM. Поделитесь интересными выводами.

STEM (англ. science, technology, engineering and mathematics— естественные науки, технология, инженерия и математика) имеет 70-летнюю историю. В 1960-х годах в США спрос со стороны высокотехнологичных компаний на профессиональные кадры оказался неудовлетворенным, поскольку американцы в большинстве своем не обладали для этого достаточной квалификацией. Тогда США впервые задались вопросом междисциплинарного и прикладного подхода в образовании. В результате сформировался STEАM, который затем стал трендом и сейчас внедряется на государственном уровне во многих странах, включая в себя гуманитарные науки, иностранные языки, новые медиа, живопись, танцы, театр, музыку.

Исследование мы провели при поддержке компании “Шеврон”. В выборку стран для нашего исследования вошли Финляндия, США, Корея, Япония, Германия, Канада, Сингапур.

— Чей опыт оказался самым впечатляющим?

— Нам очень понравилось то, что делают в Штатах, Германии и Финляндии.

В США правительство выделяло гранты на исследование раннего обучения STEAM, как оно может повлиять на успеваемость учащихся разных социально-экономических слоев населения. Была сформирована база обучающих ресурсов для родителей и дошкольных организаций «Давайте говорить, читать и петь о STEAM!», есть телепередачи, мобильные приложения, игр по математике и биологии для детей младшего возраста, работают бесплатные летние лагери по математике. И вообще много чего сделано. У них образование в области STEAM начинается с детского сада и проходит сквозь образовательную связку школа – университеты – профессиональная подготовка, так называемая, educational pipeline или образовательная труба. Проекты могут варьироваться от создания нового типа настольной игры до исследования лучших видов биопродуктов для производства биологического топлива. В результате совместной работы группа может генерировать больше знаний, сотрудничество становится ключевым компонентом успеха.

Финляндия в сфере STEAM ушла далеко вперед. Национальный совет образования в конце 1990-х годов запустил программу LUMA, которую реализовывали специальные центры по всей стране: создавались и поддерживались клубы науки и техники, лагери, проводили тематические дни и курсы для детей и молодежи. Кроме того, для преподавателей по всей Финляндии организовывались национальные курсы повышения квалификации. Большинство из этих мероприятий бесплатные и доступны для всех независимо от социально-экономического положения.

Центры LUMA в разных регионах страны имеют свои акценты в образовании, у каждого свой координатор и директор, регулярно проводятся конференции. Учителя школ могут зарезервировать определенное время в центре, их ученики посещают лаборатории центра, участвуют в экспериментах, задают вопросы ученым. Для старшеклассников преподаватели из университетов, профессоры проводят лекции и курсы по математике, химии, астрономии биологии. Очень популярны темы космоса и спутников, микро- и нанотехнологии, медицинская химия. Акцент делается на мышлении.

У финнов дизайн пространства, экологичное производство, эргономика вещей «завернуты» в STEAM. Их результаты междисциплинарного обучения по конструкции, содержанию, системному взгляду на технологии и науку не похожи ни на какие другие в мире. Они в этом смысле очень далеко продвинулись.

Мы решили интегрировать опыт Финляндии в Казахстане, но поскольку у нас нет такой развитой экосистемы, встраивать его в школьные программы оказалось тяжело. Поэтому приходится реализовывать его через внешкольные активности: разные профильные лагеря, партнерские программы, активности.

— Есть у нас что-то масштабное по STEAM?

— Да, конечно. Одно из ежегодных событий этой сферы – PRO.NRG Fest – организатором является компания “Шеврон”.  

Это первый в Казахстане фестиваль, который охватывает целевую аудиторию по всем категориям: родители, дети, учителя, специалисты, которые так или иначе касаются образования, но не являются педагогами, квазигоссектор, предприниматели в сфере образования. Цель фестиваля – сформировать культуру образования как в семье, так и в обществе. Культ знаний в семьях сейчас не очень высокий.