Экономика на грани перегрузки: отраслевые ассоциации просят Президента остановить принятие НК

Альянс отраслевых ассоциаций пищевой индустрии, агропромышленного комплекса и малого и среднего бизнеса обратился с открытым письмом к Президенту Республики Казахстан Касым-Жомарту Токаеву. Представители бизнес-сообщества выразили поддержку стратегическим целям модернизации налоговой системы, но при этом обозначили системные риски и неэффективные положения проекта нового Налогового кодекса. Предприниматели настаивают на доработке документа до его подписания, подчеркивая, что в текущей редакции он может привести к сокращению деловой активности, росту административной нагрузки и усилению коррупционных рисков.
Уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич, Обращаемся к Вам от имени Альянса отраслевых ассоциаций пищевой индустрии АПК и МСБ, выражаем признательность за внимание к модернизации налоговой системы, мы поддерживаем стратегические цели проекта нового налогового кодекса (ПННК) – повышение справедливости, эффективности и стимулирование экономического роста. Однако, глубоко изучив текущую редакцию проекта, вынуждены обозначить ключевые системные риски, требующие срочного устранения до подписания документа.
Основные претензии к текущей редакции проекта НК:
Недостаточность доказательной базы: Многие предлагаемые нормы основаны на слабом анализе фактических статистических данных и экономических последствий. При этом зачастую игнорируются убедительные экспертные заключения бизнес сообщества и депутаты, в большинстве случаев, занимают сторону Правительства. Это повышает риск принятия решений, не соответствующих реальным условиям ведения бизнеса и приводящих к ухудшении экономики и непредсказуемым результатам.
Реактивный, а не превентивный подход: Кодекс изобилует сложными мерами, направленными на борьбу со следствиями (такими как дробление бизнеса, оптимизация налогов), а не на устранение их первопричин – зачастую, сложности администрирования и арбитража ставок.
Коррупциогенные риски: Усложнение правил, расширение полномочий контролирующих органов без адекватных гарантий прав налогоплательщиков создают почву для увеличения коррупционных проявлений.
Конкретные нерешенные проблемы в проекте:
Неконкурентная нагрузка на ФОТ: Совокупная эффективная налоговая нагрузка на фонд оплаты труда (ОПВ, ОПВР, ОСМС, ВОСМС, социальные отчисления, ИПН, СН) превышает 40% для предпринимателей на общеустановленном налоговом режиме (ОУР). Это критически снижает доходы населения, конкурентоспособность казахстанских товаров и услуг на внешних рынках и легальность занятости внутри страны.
Административная перегрузка: Необходимость ежемесячного расчета и уплаты 7 (семи) различных платежей с ФОТ создает неоправданные издержки и отвлекает ресурсы от развития бизнеса.
Двойное и даже тройное налогообложение для предпринимателей, применяющих режим на упрощенной декларации (УД): Норма приводит к многократному налогообложению дохода предпринимателя на режиме упрощенной декларации. Это проявляется в налогообложении расходов предпринимателя на стороне поставщика, в налогообложении 4% суммы, полученной от клиента, а также в налогообложении той жесуммы через непринятие на вычеты для целей КПН 20% у их контрагентов. Подобный подход делает малого предпринимателя со своей услугой неконкурентоспособным для покупателя на общеустановленном режиме (ОУР) в сравнении с более крупным конкурентом на ОУР. Более того, в некоторых случаях это единственный клиент для предпринимателя, использующего режим упрощенной декларации. Отсечение у малого предпринимателя, применяющего режим УД, клиентов на ОУР, может привести к ряду закрытий субъектов малого бизнеса и банкротствам.
Необоснованность дополнительных мер контроля: Согласно данным, в 2023 году 23 тыс. ИП вели ОУР, а 1328 тыс. ИП находились на режиме УД. Совокупный годовой доход (СГД) ИП в тот год составил менее 10% от СГД юридических лиц (18 трлн тенге ИП и 188 трлн тенге ЮЛ). Контроль обоснованности расходов уже ведется на стороне предпринимателей на ОУР, через электронные счет-фактуры (ЭСФ) и электронные акты выполненных работ (ЭАВР), при качественной настройке аналитики риски оптимизации налогообложения минимальны.
Нецелесообразное введение новых акцизов и вопросы к соотношению ставок внутри категории подакцизных товаров: акциз на энергетические напитки, вредность напитков не доказана, а результативность инициативы под сомнением, введена 0-я ставка на безалкогольное пиво, подобная мера есть только в 3 странах мира, введен акциз на этиловый спирт для производителей лекарственных средств и медицинских изделий, обычно акциз вводится именно на готовую спиртосодержащую продукцию.
Отсутствие обязательного Анализа Регулирующего Воздействия (АРВ): Проект НК разработан и внесен без проведения АРВ (требование исключено из Предпринимательского кодекса). Это приводит к дисбалансу даже внутри одной отрасли, где разные сегменты бизнеса оказываются в неравных условиях из-за непредусмотренных последствий новых норм и является косвенным доказательством слабости позиции
Правительства.
Отсутствие учёта отраслевой специфики, о чём Вы многократно говорили, и даже отмена имеющихся конструкций такого учёта без всякого обоснования.
Предложения бизнес-сообщества для стратегического улучшения НК:
Убедительно просим Вас, уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич, дать поручение о доработке проекта НК с учетом следующих принципиальных подходов:
Переход к превентивному регулированию: Сместить фокус с карательных сложных мер на устранение системных причин нежелательных явлений. Необходимо создать стимулы для укрупнения бизнеса и легализации через упрощение и снижение нагрузки, а не через новые барьеры.
Кардинальное упрощение налогов на труд: Консолидировать многочисленные платежи с ФОТ в 1-2 понятных и технологичных платежа. Кардинально пересмотреть ставки с целью снижения совокупной нагрузки до конкурентоспособного уровня (менее 20-25%).
Внедрение разумной цифровизации и сохранение банковской тайны: Считаем необходимым внедрение разумной цифровизации, которая упрощает жизнь миллионам налогоплательщиков. Попытки чрезмерного контроля, такие как фактический тотальный контроль движения средств физических лиц, цифровая маркировка каждой единицы товара уникальным кодом и национальный каталог товаров, являются дорогостоящими и низкоэффективными «местечковыми» решениями, которые приводят к сокращению экономической активности населения. Государство должно сохранить банковскую тайну, и при условии реформирования Налогового кодекса в части упрощения и снижения нагрузки, отпадет необходимость в доступе к личным счетам физических лиц.
Внедрение налогов «на вредность» (акцизов) только на основании доказательной базы и позитивной международной практики.
Вводить только те изменения в НК, по которым имеется экономическое обоснование и АРВ.
Обязательность и прозрачность АРВ: Вернуть в ППРК норму об обязательном проведении полноценного АРВ для любых будущих изменений в налоговое и таможенное законодательство, включая подзаконные акты, расширить требование на депутатскую инициативу.
Системность и предсказуемость: Устранить внутренние противоречия проекта, обеспечить единообразие подходов внутри отраслей и согласованность норм НК с другими отраслями законодательства (трудовое, предпринимательское).
Заключение:
Бизнес-сообщество Казахстана искренне заинтересовано в построении современной, справедливой и эффективной налоговой системы, которая станет драйвером экономики, а не ее тормозом. Мы готовы быть Вашим конструктивным партнером в этой важнейшей работе.
Убедительно просим Вас использовать Ваше право вето и инициировать доработку проекта Налогового кодекса с учетом изложенных системных замечаний и предложений до его подписания. Это позволит избежать негативных экономических и социальных последствий и создать по-настоящему стимулирующую среду для инвестиций и роста.
С глубоким уважением и надеждой на конструктивный диалог: ОЮЛ «Ассоциация производителей безалкогольных напитков и соков РК»/Президент Мамытбаева А. С; «Ассоциация Цифровой Казахстан»/ Исполнительный директор Тюгина И.В; Ассоциации «ФармМедИндустрия Казахстана»/ Исполнительный директор Манакбаева Г.Д; «Молочный Союз Казахстана»/ Президент Кожевников В.Н; «Масложировой союз Казахстана»/ Президент Невзоров К; ОЮЛ «Союз пивоваров Казахстана»/Президент Тумабаев Г;
Объединение индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в форме ассоциации «Саморегулируемая организация – союз промышленников вторичной металлургии Казахстана»/ Председатель Дворецкий В.Я; «Ассоциация торговых предприятий Казахстана»/ Президент Ажибаева Ж.Т; ОО «Независимый профсоюз по защите МСБ»/ Председатель Мотькина Е.А; Исследовательская группа «BSR»/ Кенжебулат М.К.
Подписывает по поручению ОЮЛ «Ассоциация прямых продаж Казахстана»/ Исполнительный директор Калашникова А.Н.