Выбор редакцииОбразование

Что будет с аттестацией педагогов, которую раскритиковали учителя и Токаев

Несмотря на жёсткую критику экспертов и возмущения учителей, министерство образования не собирается отказываться от Национального квалификационного тестирования (НКТ). По мнению чиновников, оно служит для непрерывного профессионального развития педагогов. Однако в этом году правила НКТ могут измениться.

 

Почти ровно год назад, 14 апреля 2022 года, в Алматы произошло трагическое событие – во время квалификационного тестирования скончался 49-летний учитель Нурбай Айдарбаев. Он приступил к работе педагога за пару лет до этого.

 

Трагический инцидент спровоцировал новую волну возмущения практикой НКТ и требованиями отменить его хотя бы для учителей с большим профессиональным стажем. Несмотря на это НКТ не отменили, но внесли в него кое-какие новшества.

В частности, педагогов с 30-летним стажем освободили от тестов. От них требуется только портфолио для подтверждения уже имеющейся категории. Но НКТ всё равно необходимо для повышения категории. Освобождаются от процедуры аттестации педагоги, которым до пенсии по возрасту остается не более четырех лет (ранее – менее двух лет). Также от НКТ освобождаются педагоги, которые имеют «первую», «высшую» категории по старой системе при переходе на квалификационную категорию «педагог-модератор».

Но 17 апреля депутат мажилиса Ирина Смирнова опубликовала на своей странице в Facebook пост, содержащий фрагменты переписки с учителями, оценивающими процедуру НКТ крайне негативно.

Скриншот Facebook

Ещё раньше, в конце марта этого года, весьма критически о процедуре НКТ высказался глава государства.

«В ходе Национального квалификационного тестирования большинство учителей, директоров и выпускников педагогических вузов не смогли набрать проходной балл. Опытные учителя жалуются мне, что требования слишком сложные. Может быть, следует их упростить и усовершенствовать? В этой сфере нет раз и навсегда застывших правил. Но, в любом случае, требования к учителям должны быть высокие», – подчеркнул Касым-Жомарт Токаев.

Корреспондент Orda.kz связался с представителями МОН РК и получил следующий ответ:

«Образование является основой любого общества, и именно педагог – ключевая фигура обеспечения его качества. Одним из способов для определения уровня квалификации педагогов с целью объективной оценки его компетенции и, как следствие, повышения качества обучения является процедура аттестации. Упрощая процедуры аттестации, мы не должны допускать снижения требований к уровню качества образования. Ведь качество знаний школьников напрямую зависит от качества и уровня компетенции педагогов. Аттестация проводится не только для определения уровня квалификации, но, в первую очередь, для непрерывного профессионального развития педагогов. Аттестация позволяет педагогам более эффективно подходить к вопросам повышения своего уровня квалификации и, как следствие, решать основную задачу – повышение качества образования. Сейчас при министерстве просвещения работает рабочая группа по вопросу совершенствования процедуры аттестации педагогов. После всех обсуждений с педагогическим сообществом в этом году в Правила будут внесены изменения».

Также корреспондент Orda.kz пообщался с несколькими учителями, чтобы выяснить, не поменяли ли они свое отношение к НКТ после последних новшеств.

Прибыльный бизнес

«Давайте начнём издалека. Что такое стандартизированный тест? Его неэффективность уже доказана всеми экспертами образования, в том числе и в развитых странах. Такие тесты препятствуют развитию образования, как для учеников, так и для учителей. Ни ЕНТ, ни НКТ не дают объективных результатов», – поделился своими мыслями педагог-профориентатор JOO High Schools Диас Асанов.

Диас Асанов. Фото из личного архива

С его точки зрения, НКТ, как и другие стандартизированные тесты, не измеряют способность мыслить глубоко или творчески. А это самые важные качества педагога. Хотя НКТ и является самым быстрым способом сортировки и ранжировки.

«Вот это и есть главная причина проведения таких тестов. Быстро отсортировали и пошли дальше. Но эти тесты не помогают учителю понять, что делать дальше в работе с учащимися, потому что они не указывают, как ученик учится или думает. Соответственно, ни о каком дальнейшем качестве образования речи не может быть», – говорит Диас.

Он также отметил, что проведение стандартизированных тестов – это прибыльный бизнес. Создаются курсы, приложения. Из бюджета выделяются миллионы.

При этом самым важным элементом для развития учителей должны являться университеты. Их задача – готовить педагогов-практиков.

Портфолио должно быть достаточно

Наталья Дрейт – учитель физической культуры, педагог-мастер КГУ ШГ № 68, президент Республиканской Ассоциации учителей физической культуры. Категорию педагога-мастера она получила пять лет назад, и в этом году должна подтверждать это звание. У Натальи 28 лет профстажа, но несмотря на это предстоящая аттестация вызывает у неё большое напряжение и сильное возмущение.

Наталья Дрейт. Фото из личного архива

«Я не понимаю, если я пять лет назад подтвердила свою категорию, то за это время разучилась работать? Почему военные каждые пять лет получают новое звание, не проходя никаких тестирований? И это звание за ними сохраняется навсегда. По уму, человек, который однажды защитил свою категорию, должен быть избавлен от необходимости заново проходить эту хлопотную процедуру. В крайнем случае нужно ограничиться портфолио», – считает Наталья.

Он также отметила, что её коллегам перед НКТ приходится проходить дополнительные платные курсы, которые стоят от 10 до 25 тысяч тенге. Но это не гарантия успеха, так как на тестировании могут попасться совсем другие темы и вопросы.

НКТ – дело молодых

По мнению учителя казахского языка и литературы школы № 144 Алматы Анар Аскаровой, переквалификация учителей – дело нужное. Учителя должны поднимать свой уровень знаний. Но то, как это реализуется в Казахстане – совершенно неправильно.

«Работа учителей полна стресса, и за долгие годы у некоторых из них уже расшатаны нервы и накопились различные заболевания, сердце шалит, давление скачет. И тестирование, которое зачастую проводится летом в душном помещении, для многих превращается в пытку. Пожилых работников стоит избавить от этого стресса», – говорит Анар.

А вот молодым педагогам участие в тестировании не помешает, у них нервы крепкие. Хотя самые важные показатели мастерства учителя – успехи и поведение его учеников, считает учитель казахского языка.

Также следует напомнить, что, согласно официальной позиции Минобра, аттестация проводится с целью определения уровня квалификации педагогов, по результатам которой им присваиваются или подтверждаются квалификационные категории и ежемесячные надбавки в размере от 30 до 50% заработной платы.

За «мастера» педагог получит 50% надбавки. Напомним, на эту категорию могут подать учителя с длительным стажем преподавания и высшей квалификацией. За категорию «исследователь» учитель получит 40%, «эксперт» – 35%, «модератор» – 30% .

Также Комитет среднего образования Министерства просвещения РК организовал контакт-центры во всех регионах страны.

Другие новости

Back to top button