Банки держат примерно 7 трлн тенге под 0% — Галим Хусаинов

На самом деле государственной помощи банкам второго уровня было оказано очень много. Ее можно условно разделить на три категории, считает Галим Хусаинов, независимый директор администрации МФЦА
- Прямая государственная помощь
Это деньги, которые государство предоставило банкам через Нацбанк или квазигосударственные компании и которые за счет переоценки приносили банкам прибыль. Об этом ниже.
- Выкуп проблемных активов Фондом проблемных кредитов (ФПК)
В данном случае прибыль образовывалась за счет того, что ФПК выкупал активы по номинальной стоимости, тогда как их реальная стоимость была значительно ниже и уже была отражена на балансах банков через начисление резервов. Расформирование резервов давало дополнительную прибыль и увеличивало капитал.
Например, проблемный актив обошелся банку в 1 млрд тенге, тогда как его рыночная стоимость составляла 200 млн тенге. Банк создавал резерв на 800 млн тенге или убеждал аудиторов, что он стоит 1 млрд тенге.
Государство покупало такой актив за 1 млрд, а банк признавал прибыль в размере 800 млн тенге. Сложно оценить, сколько банки получили прибыли за счет таких операций, но, думаю, минимум 70% от номинальной стоимости.
- Косвенная поддержка через различные государственные программы, в основном для физических лиц
Сюда можно отнести программу рефинансирования валютных ипотечных кредитов, рефинансирование кредитов СУСН, списание потребительских кредитов до 300 тыс тенге и т. д.
В этом случае у банков улучшалось качество кредитных портфелей, так как проблемные заемщики за счет рефинансирования или списания снижали долг, а банки сокращали проблемные кредиты и могли расформировывать или не создавать дополнительные резервы.
Если оцифровать все программы государственной помощи, сумма будет очень большой. Поэтому давайте «есть слона по кускам». Сегодня расскажу о программе прямой помощи: как именно считается государственная помощь и почему досрочный возврат сегодня считаю нормой.
Официально в программе через КФУ участвовало семь банков на общую сумму почти 700 млрд тенге (Bank RBK — 240 млрд, Евразийский Банк — 150 млрд, АТФ и Цеснабанк — по 100 млрд, Банк ЦентрКредит — 60 млрд и Нурбанк — 47 млрд).
Дополнительно сюда можно отнести помощь Казкоммерцбанку перед продажей Халык Банку, когда через механизм государственных бумаг на 1 трлн тенге и депозит от ФПК на 250 млрд тенге банк в совокупности получил 1 250 млрд тенге дешевого фондирования. Это не считая того, что у ККБ и Цеснабанка перед сделкой ФПК выкупил проблемные активы (об этом расскажу отдельно).
Также Цеснабанк получил дешевые депозиты от квазигоссектора, а Bank RBK через ДСФК заменил свои обязательства на облигации, которые квазигоссектор приобрел на сумму порядка 335 млрд тенге под низкую ставку на 15 лет.
Номинальные суммы выглядят значительными, но фактическая государственная помощь исчисляется только по величине прибыли, которую банки получили от дешевого фондирования. Допустим, что общий объем фондирования, подлежащего переоценке, составил 0,7 трлн тенге.
В 2017 году, когда все это происходило, базовая ставка была в районе 11%, а банки делали переоценку всей суммы полученной помощи примерно под 14% годовых. Это дало каждому банку примерно 60% прибыли от номинальной стоимости помощи. Иными словами, от 0,7 триллиона тенге банки получили единовременную прибыль в 420 млрд тенге, увеличившую капитал.
Фактически расчет переоценки такой: государственная помощь выдавалась под 4% годовых на 15 лет. Если бы банки занимали по рыночной ставке, то это было бы 14% годовых. Разница в 10% — потенциальная прибыль.
По МСФО ее можно посчитать сразу за 15 лет и отразить в прибыли, но при этом необходимо продисконтировать будущие доходы, а в балансе займ отразится по справедливой стоимости, а не по номиналу. Другими словами, на балансе будет 420 млрд прибыли и займ в 280 млрд под 14% годовых.
Далее интересный момент: в 2022 году базовая ставка выросла до 16%, а фондирование такого типа на рынке стоило бы около 18% годовых. Банк продолжает платить 4% и получает дополнительно 4% прибыли ежегодно (18-14%). За 3 года с 280 млрд займа это ≈34 млрд тенге, а за оставшиеся 10 лет — еще около 112 млрд тенге в номинале (без учета дисконтирования).
Таким образом, банки получают дополнительную прибыль и от роста ставок.
Но, как я раньше писал, это ничто по сравнению с прибылью, которую банки получают за счет текущих счетов и валютных депозитов, по которым регулятор ограничил ставки.
Банки держат примерно 7 трлн тенге под ноль процентов и с 2019 года уже на этом заработали около 3,5 трлн тенге, что значительно превышает объем любой государственной помощи. И этот источник дохода будет продолжать работать, так как у регулятора пока нет желания или настроя убирать эти дисбалансы.
Источник: Личная страничка в Фэйсбуке https://www.facebook.com/Gaztok