Казахстан оказался самой протестующей страной в Центральной Азии
Что ещё показал анализ протестной активности стран ЦА?
В пяти странах Центральной Азии — Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане, Таджикистане и Туркменистане — в той или иной степени присутствует авторитарное правление. Во всём регионе местная экономика страдает от коррупции, что приводит к недовольству населения. В результате граждане всё чаще выражают своё мнение через протестную деятельность, пишет аналитическая служба Finprom.
В двух республиках — Казахстане и Кыргызстане — демонстрации, связанные с выборами, изменили политический ландшафт, но повсеместно всё так же распространено применение силы со стороны государства. На эти же две страны приходится наибольшее количество демонстраций в регионе — 84% за последние три года. Казахстан сейчас находится на передовой социальной активности и протестов. Здесь было зафиксировано 59% всех демонстраций. За РК следует Кыргызстан, в котором происходит ровно четверть протестов.
На Узбекистан и Таджикистан пришлось 13% и 2% соответственно. На последнем месте находится Туркменистан (1%) — одна из самых репрессивных стран в мире, где основные права по-прежнему сильно ограничены из-за жёсткого контроля над СМИ и разгула самоцензуры. Из 4949 акций протеста, прошедших в Центральной Азии за три года, на эту страну пришлось всего 29.
Проект данных о местоположении и событиях вооружённых конфликтов (ACLED) в своей базе предлагает общедоступную загрузку информации только за последние три года, поэтому наш материал охватывает период с 30 июля 2019-го по 29 июля 2022 года. ACLED рассматривает шесть типов основных демонстрационных событий и 25 подкатегорий, уточняющих тактики и действия в рамках одного события (и самые разные факторы, некоторые из которых включают реакцию властей).
За рассматриваемый период, согласно базе данных ACLED, в Казахстане произошло 2915 эпизодов разного рода, связанных с демонстрациями. Среди них большую часть составили мирные протесты — 87%. Как правило, это действия мирных демонстрантов, не участвующих в насилии или других формах бунтарского поведения и не сталкивающихся с какой-либо силой или взаимодействием.
В то же время в исследовании от 2021 года о беспорядках в Центральной Азии ACLED писали, что в Казахстане заметен также и самый высокий уровень насильственного реагирования на протесты: чуть более четверти всех протестов заканчивается арестами или применением силы, в то время как в соседнем Кыргызстане этот показатель составляет всего 5% (учитываются данные с 1 января 2018-го по 31 декабря 2020 года).
Помимо мирных митингов, демонстрации также включают в себя митинги с вмешательством властей. Эта подкатегория характеризуется попыткой разогнать или подавить протест без серьёзных либо смертельных травм или применения смертоносного оружия против протестующих. Подобного рода события заняли третье место по частоте, составив 123 случая, или 4% от общего количества протестов в Казахстане.
В течение первого месяца 2022 года по всему Казахстану прошли 194 демонстрации. Это самое большое количество протестов в месяц за рассматриваемый период. В это время по всей стране происходили массовые беспорядки, которые позже назовут «трагическим» или «кровавым январём».
2 января в Казахстане вспыхнули волнения, начавшиеся после внезапного резкого повышения цен на сжиженный газ. Протесты начались мирно в нефтегазодобывающем городе Жанаозене и быстро распространились на другие города, особенно на крупнейший город страны, Алматы, где демонстрации переросли в жестокие беспорядки, вызванные растущим недовольством правительством и повсеместной бедностью.
В ходе недельных жестоких беспорядков и репрессий, по данным Генеральной прокуратуры РК, было убито 238 человек. Кроме того, 11 января оперативный штаб МВД сообщал, что более 9900 человек были задержаны и доставлены в органы внутренних дел.
Если вернуться к данным по региону, за год протестная активность выросла в трёх из пяти стран — за исключением Таджикистана и Туркменистана (сравниваются данные полного 2020-го с полным 2021 годом). Однако количество демонстраций в этих двух странах настолько мало, что вряд ли имеет смысл делать выводы о тенденциях. В Казахстане и Узбекистане, в свою очередь, число демонстраций выросло в 1,3 раза, а в Кыргызстане — в 1,7 раза.
Самый часто фиксируемый вид демонстрационных мероприятий почти во всех странах (кроме Туркменистана) — акции протеста. Согласно ACLED, это публичные демонстрации, в которых участники не применяют насилия, хотя против них насилие может быть применено. В Казахстане акции протеста составили 92% всех мероприятий за весь рассматриваемый период (2019–2022 годы), в Кыргызстане и Узбекистане — 82% и 80% соответственно, в Таджикистане и Туркменистане — более четверти в каждой из стран.
Следующий тип — насилие против гражданского населения. В Казахстане и Кыргызстане на этот тип пришлось 6% и 7% случаев за весь рассматриваемый период соответственно. Заметим, частота эпизодов растёт: если за полный 2020 год в РК и КР было зафиксировано 22 и 18 случаев соответственно, то в 2021 году этот показатель увеличился в обеих странах примерно в 2 раза.
Третью большую группу событий составляют беспорядки — насильственные события, во время которых демонстранты или толпы совершают деструктивные действия.