В Китае Институт Конфуция – нам нужен Институт Майқы би
15 октября 2005 г. Астану посетил бывший госсекретарь США, мэтр мировой дипломатии Генри Киссинджер. В интервью для агентства «Хабар» он сказал: «Казахстан является колыбелью цивилизации». Истинность его слов давно подтвердили научные исследования. Политики такого высокого уровня перед поездкой в другую страну консультируются со специалистами по соответствующим темам, а в США работают ведущие ученые-цивилизационщики. Когда говорят о колыбели цивилизации, речь идет о многих сотнях и тысячах лет.
Казахстану необходим Институт Майқы би
Но самим казахам эта цивилизация неведома – они в прямом смысле топчут ее ногами. Например, левый берег Илека от Соль-Илецка до Актобе совсем недавно имел самую высокую плотность курганов во всей Евразии! Долина царей тут была в несколько раз длиннее Долины царей в Египте!
Ведь в СССР со школьной скамьи учили, что казахи появились в XV в., а блага цивилизации обрели в советское время, в том числе и письменность. Недаром в советское время пострадали ученые, которые изучали древнюю историю, мифологию и язык Степи. Российские политики и историки целенаправленно постарались обойти молчанием многие имеющие факты и исторические свидетельства, чтобы не только казахский народ, но и весь мир не знал о подлинной истории Степи.
У древних греков и др. много информации о Золотом веке человечества с его справедливыми законами, мудрыми Учителями, глубокими знаниями, всеобщим равноправием, развитыми технологиями, отсутствием войн, благополучием и т.д. По многим фактам, в том числе археологическим, эти сведения – не легенды, а реальная история. Отдельные фрагменты древних знаний сохранились и в фольклоре.
Например, древнее общество в евразийской степи не было разделенным на касты, классы, сословия и т.п. Анализ материалов приводит к парадоксальному на первый взгляд выводу: все основные подкурганные захоронения III тысячелетия до н.э. принадлежат одной социальной группе древнейших номадов, полное отсутствие каких бы ни было свидетельств имущественного и социального неравенства, основу социальной организации составляли семейно-родовые кланы (ру).
На мировых картах до ХVII века самая северная точка континентальной суши планеты Земля и самая восточная точки Евразии носили название Таbin по названию рода Табын, сейчас переименованы в мыс Челюскина на полуострове Таймыр и в мыс Дежнева на Чукотке.
Помните, о легендарной северной стране Гиперборея в древнегреческой мифологии («за Бореем», «за северным ветром»)? Геродот (IV в. до н.э.) сообщает, что гипербореи жили за Рипейскими горами (Урал), за скифами, севернее их. Вполне возможно, что это была не легендарная страна и народ…
Из глубин веков дошли ставшие легендарными имена Майкы би, Асан Кайгы и другие, которые при ближайшем научном рассмотрении обретают вполне реальные очертания.
Наследие Майкы би должно стать международным брендом Казахстана. Пришло время более пристального изучения и анализа фольклорного наследия казахского народа, культурного и археологического наследия Степи и древнего периода казахского языка, в которых отражены фрагменты древнейшего периода истории казахского народа, древние знания, правовые, этические нормы Золотого века человечества и др.
О знаменитом Майкы би, возможном авторе праязыка, об изначальной родине древних предков, Золотом веке человечества, проблемах изучения древней истории казахов, исследованиях прошлого Степи, кодах казахского языка мы поговорили с известным исследователем, писателем Торегали Абдуллаулы Казиевым. Т.Казиев – один из редких исследователей о Майкы.
Его исследования отличаются не только всесторонним анализом, но и убедительными историческими, научными выкладками и параллелями. Торегали Казиев, как искусный мастер, из разрозненных и разбросанных пазлов в различных источниках разных эпох и народов создает убедительную мозаику древнейшей эпохи Степи.
– Можно ли использовать наследие Майкы би на благо страны и народа?
– Сегодня мир очень сложен и бурлит в поисках выхода из трудной ситуации. Ищет Пути. Дао. Наша страна, как равноправный член ООН, также на ответственном этапе своего суверенного развития. Ставятся задачи действительной модернизации, провозглашаются реальные шаги по повышению роли науки и культуры в движении вперёд, по включению могучего потенциала всех граждан страны в эффективный качественный рывок в лучшее будущее.
Если будем беспрерывно и неослабно трудиться, впитывая полезное из опыта прошлого, передовое из настоящего, с собственной стратегией на ближайшие и дальние времена, исходя из интересов и ценностей своей страны и человечества – добьёмся исполнения поставленных целей.
Опыт славных предков поможет нам сделать свое государство справедливым и народ основательным! Вместе со всеми народами земли продолжить дальнейший путь.
Задача не менее ответственная, чем та, которая стояла перед предками в начале ледника эдак 115 тысяч лет назад. Лодыри тогда вымерзли и стали пищей для хищников. Выжили мыслящие, инициативные, имеющие честь, умеющие эффективно трудиться и воевать.
Хочется дожить до дня, когда возможно будет положить цветы к памятнику великого Майкы…
Необходимо осознать, что наследие Майкы би имеет большое значение не только для казахского народа, но и всего человечества. Это особенно актуально в наши дни, чтобы человечество обратило свои взоры в сторону справедливого мира, справедливых законов без войн и насилий. Территория страны Золотого века, по информации древних греков, расположена на севере наших степей.
Наследие Майкы би должно стать международным брендом Казахстана. В Китае есть Институт Конфуция – у нас должен появиться Институт Майқы би.
Золотой век человечества остался в памяти народов
– Неужели не остались свидетельства о Золотом веке человечества?
– И те, из древних же греков, кто имел благородное сердце и честь, и в века темного рабства в их родной стране, вспоминали об ушедших золотых тысячелетиях общей свободы. Обращали взгляд в сторону Великой Степи, которая подарила когда-то миру универсальную идею единства рода человеческого и морально-этические принципы, как закономерности Космоса, Природы и Детей Их…
Поэт Гесиод (VIII–VII века до н.э.) в поэме «Труды и дни» о тех далеких тысячелетиях: «Поколение людей золотое. Жили те люди как боги, со спокойной и ясной душою, Горя не зная, не зная трудов. И печальная старость К ним приближаться не смела… Стад обладатели многих, любезные сердцу счастливых».
Гомер, живший в VIII веке до н.э., в «Илиаде»:
«Зевс обратил свой взор вдаль, на земли конеборных фракийцев,
Сражающихся врукопашную мисийцев и дивных доителей
Кобылиц, млекоедов и абиев, справедливейших из людей»…
Поэт Херил в V веке до н.э.:
«И саки, пастыри овчин, скифского рода, но обитатели,
Богатой пшеницею Азии, высланцы тех кочевых,
Что самые между людей справедливые»…
– И главный вопрос: был ли Майкы исторической личностью?
– На вышепоказанных и не показанных примерах (а их в десятки и в сотни раз больше) мы убеждаемся, что каган Турана Майкы был исторической личностью, которая со временем обросла легендами, мифами и даже была обожествлена.
Многие распространенные имена, как Михаил, Майкл и другие, пошли от его имени, и есть даже в Библии. Как и Елиса в той же Библии, Елисей у Пушкина – огузское произношение имени Алаша хана Первого.
Есть необходимость в том, чтобы официальные историки-тюрки, как и ученые других стран, скрупулезно изучали имеющиеся источники и, как бухгалтеры, разложили всё по полочкам.
Тех, кто занимается историей, можно схематически разделить на три группы. К первой группе относятся те, кто своим исследовательским трудом открывает истину о прошлом. Во второй те, кто вводит или не вводит открытое в учебники – в зависимости от пожеланий заказчиков учебников. В третьей группе – лекторы, рассказывающие то, что напечатано в учебниках – будь то правда или дезинформация.
Сегодня мы суверенная страна, и необходимо овладевать исследованием опыта прошлого своих предков, скрупулезно изучать и описывать историю родной Степи самим. Это внутренний взгляд, а из внешнего взгляда также брать рациональное, полезное и не вносить в учебники дезинформацию вроде той, что в Древней Степи имелось кастовое общество.
– Что еще известно о Майкы?
– Многие места сказания «Бұл қазақ қай уақытта үш жүз атанған» говорят о том, что Майкы был из абызов, т.е. из ученых людей. Термин «жрец» тут не годится, так как в исторической литературе жрецы подаются как представители кастового общества (индийского, персидского, европейского и др.). А в Степи каст никогда не было и до прихода арабов в VIII в. тюрки не знали понятия «раб», а слово «гул», «кул» имело другое значение (Л.Н.Гумилев).
В древних текстах слово имело минимум три значения: простое, образное и тайное. О Майкы в сказании говорится, что он был хром, всю жизнь на арбе ездил. Исследователи С.Кондыбай, Б.Тлеубердиев отмечают эту «хромоту» как «змееподобность» и принадлежность к абызам.
В источниках, пришедших из незапамятных времен, много поздних наслоений, сокращений и добавок, иногда и намеренно провокационных. Для того чтобы самому научиться отличать наслоения разных эпох, нужно начинать с чтения книг: «Қазақ ономастиканың лингвокогнитивтік аспектілері» Б.Тлеубердиева, «Кобланды батыр» М. 1975 г. и других.
Часто путают Майкы кагана с Майкы времен Чингисхана, нередко все деятели с этим именем сливаются в один средневековый образ – в соответствии с установкой большевиков, что «казахи начинались в XV веке»…
Древний обычай жанама ат/обережных имен…
– Вы как-то сказали, в древности у известного человека были несколько имен…
– Да. В книге «Майқы би» (А. 2014 г.) сказано: «Атанған Махмұт дана, болып Майқы» – «Именован Махмут-гений, став Майкы»! И говорится, что есть три языка отношений и управления: май тілі (язык масла), шаң тілі (язык пыли/юридический) и қан тілі (язык кровавый). За управление «языком масла» присвоили кагану имя Майкы. Т.е. это имя дано не при рождении.
Б.Тлеубердиев пишет о том, что С.Кондыбай идентифицирует личность Майкы с древнеиндийским, древнеперсидским, авестийским, германским и прочими Ями, Иама, Йима, Имир, Юмис и другими. В Авесте – это царь скотоводов Йима, давший человечеству Золотой Век, в «Шахнаме» Фирдоуси – царь Джем, у индийцев – тоже Йима и т.д. В булгарских летописях «Джагфар тарихы» это Джам – первый царь государства Идель (Семь племен), называвшегося и Туран.
– Когда и где жил Майкы би?
– Лондонский профессор Мэри Бойс определяет: царь Турана Йима и его ученик пророк Зороастр родились и жили в степях восточнее реки Волга!.. В каменном веке (М.Бойс. Зороастрийцы. Верования и обычаи. 1985).
Профессор Ж.Артыкбаев также относит время жизни Майкы к древнейшим эпохам (Қазақ тарихы мен этнологиясының мәселелері). Спаситель булгарских летописей Ф.Нурутдинов датирует начало правления царя Джама Иджика (Иджак, Азак – так в летописи) из абызовской династии Дуло (Дулат) 14953 годом до н.э. Это время ледника. Индийские древности также утверждают, что Йима пережил ледник.
Здесь нужно помнить, что все указываемые даты лишь ориентир, а каждый источник носит фрагментарный характер и истина приближается только при сравнении источников трех групп: науки, наследия народов мира и наследия тюркских народов.
К тому же надо учитывать, что в Золотом веке люди справедливых законов физически жили очень долго. Отход от справедливого строя сократил и человеческую жизнь.
– Если Майкы провёл всестороннюю реформу первого языка, то кто же был создателем? Кто стоял в начале сапиенса? В начале казахского/всех тюркских/всех евразийских народов?
– На этот вопрос ответ дает надпись на камне в местности «Таңбалы шұбар» недалеко от Жезказгана. В переводе на русский академика Алкея Маргулана звучит так: «Кипчаки, найманы, алчины, аргыны (каракесек), уйсыны (куйсын) и табыны! О, дай благоденствие этим шестерым!».
…Если за начало ледника и сапиенса принять предлагаемую учеными дату в 115 тысяч лет назад, то время с того начала до падения Турана можно разделить схематически на четыре династийные эпохи: кыпшак-огузскую эпоху, найман-алшынскую, аргын-каракесекскую и дулат-уйсун-табынскую. С учетом того, что каждое названное здесь племя представляет и другие родственные и союзные племена.
Как видите, вначале названы кыпшаки и огузы – с них и начался сапиенс – сапалы адам. Именно они возглавили переход активных, мыслящих и умелых людей от теплого времени к резкому ледниковому, когда ленивые, зевающие, плачущие, хохочущие, неумелые, недружные и неспособные бороться и воевать помёрзли от холода и быстро были съедены миллионами голодных хищников.
В науке есть латинское выражение хомо хабилис – человек умелый. «Хаб» и «кып» одно и тоже слово на разных акцентах. Кылу – делать, а кып – «сделав». «Делающий», «умелый», «мастер», «шебер», «жакып (иаков)». Кып шак – мастеров время! Ок – камень, стрела, пуля. Огыз – камень бросай, стреляй, пуляй!..
Позабытый Кубыра (Кып) пайгамбар
– В казахском наследии кто вытащил людей из пещеры ледникового периода?
– Таласбек Асемкулов нашел, что был Кубыра (Кып) пайгамбар – о нем есть дастаны и сказание, записанное исследователем из рассказов стариков в Семипалатинской области. Да и Серикбол Кондыбай недаром говорил, что актюбинская земля дала самые изначальные слои казахского эпоса. Вот, из варианта кобдинца Айсы Байтабынова, о том, как сидя под землей Кобыланды (Кып) мастерит тарак (трезубец), испускающий свет:
«Қобыланды өзі тым шебер еді,
…серкенің мүйізінен
Тарақ істеп береді.
Ай қараңғы, күн бұлт күні тарақтың сәулесі
Сәскелік жерге түседі.
…Жарқылдаған сәулесін
Қарлыға сұлу көреді»
О том, что супруга Кобыланды Кортка была дочерью огуза и о Карабае, о дуальном обществе, содружестве сородичей Кыпшака и Огуза со времен среднего палеолита, уже был разговор. Ведь и в поздний палеолит они не с Марса упали.
Видите, тарақ (қазақ), испускающий лучи света, создан каракыпшаком Кобыланды еще в ледниковую эпоху…
Кубыра (Кып) пайгамбар по разным причинам в народном сознании менее известен, чем тот же Асан Кайгы, хотя это разные несопоставимые величины.
– Как у вас с написанием книг?
– О вышеуказанных четырех эпохах пишу книгу на казахском из семи частей под названием «Қазақнама». Первую часть посвятил четвертой эпохе и очень коротенько, схематически написал, издал, озаглавил – «Қартқазақ»! Сейчас пишу следующую часть, о первой эпохе, под названием «Екі аяқтыларды адамзат қылған қыпшақ пен оғыз». Если будет дано время, надеюсь, дописать.
– Торегали Абдуллаулы, большое спасибо за интересное интервью, за объяснение первоистоков человечества, феномена Майкы би и глубокий анализ!
P.S. Торегали Абдуллаулы Казиев, писатель-исследователь.
Родился 18 июля 1948 г. в ауле Егинсай Оренбургской области – в 20 км от мемориала Кобыланды батыра в Актюбинской области. Кыстау прадеда Бексултана в начале XX в. стоял на правом берегу Кобды в 1 км от мемориала Кобыланды. Окончил сельхозинститут по специальности агроном-экономист. Работал комбайнером (награжден медалью «За доблестный труд»), агрономом, председателем профкома, экономистом ПМК и совхоза, завотделом районной газеты, заммэра райцентра Акбулак, специалистом по историческим памятникам, возглавлял экспедиции по поиску памятников ранних и поздних кочевников. С 1989 г. по 2007 г. возглавлял казахско-татарскую диаспору Акбулакского района Оренбургской области. Один из организаторов Объединения казахов Оренбуржья, был членом правления, сопредседателем. Участвовал в курултае тюркских народов в Казани в марте 1991г., на развернувшейся несколькодневнойдискуссии возглавил сторонников мирного пути тюркского Возрождения, неучастия тюрков в вооруженных выступлениях и участники курултая приняли мирную резолюцию, чем не допустили превращения тюркской молодежи в пушечное мясо. Участвовал в работе первого курултая казахов мира в 1992 году. Был членом Союза журналистов СССР. В 2007 г. переехал в Актобе. За материалы в СМИ в 2018 году награждён Почётной Грамотой Союза Журналистов Казахстана, медалью Бокенбай батыра. Написал и издал книги: «Акбулак – прародина скифских царей» (номинант Оренбургской краеведческой премии имени Рычкова П.И), «Периферия», «Сердце Мира», «Казах держал на плечах Небо», «Айналайын, Акбулак», «Во главе Великой Сарматии», «Сапара – казахская Жанна д Арк» и в 2022 г. – «Қартқазақ» (часть книги «Қазақнама») на казахском языке.
Дастан ЕЛЬДЕСОВ, специально для Матрица.kz