Авто-хлама на дорогах станет больше?
Долгожданная легализация иностранных автомобилей принесет ощутимую пользу, однако эксперты обнаружили в методике ряд непродуманных моментов.
Не уверен – приходи, разберутся
Многие казахстанцы приобретали автомобили за рубежом в надежде сэкономить, но потом столкнулись с проблемой оформления документов. В первых числах января в Казахстане стартовала кампания по легализации иностранных автомобилей. К февралю было одобрено 30 415 заявок, 6868 авто успешно легализовано, сообщили в МВД. Отметим, что легализация проводится по поручению президента Токаева. Согласно приблизительному анализу, в целом этому процессу могут подлежать от 250 до 300 тысяч иномарок.
В ведомстве предварительно разъяснили условия акции, которая продолжится до 1 июля текущего года. Легализации подлежат легковые автомобили иностранного учета, малые и средние автобусы, небольшие грузовики, транспортные средства с правосторонним расположением органов управления.
Кроме того, автомобиль должен быть ввезен в республику до 1 сентября 2022 года, он не может состоять на криминальном учете. Также нужно снять авто с учета по месту прежней регистрации в другом государстве. Автомобиль, ввезенный из стран, не входящих в Евразийский экономический союз, должен пройти таможенную очистку.
Заявку можно подать через портал электронного правительства е-gov.kz; через приложения банков второго уровня; в Сonnection point ЦОНов. Если авто подлежит легализации, то владельцу придется оплатить государственные сборы. За первичную регистрацию – 200 000 тенге, пошлина за техпаспорт – 4 313 тенге; за госномер – 9 660 тенге.
В первый же день акции пресса зафиксировала аншлаг в спецЦОНах, люди занимали очередь с шести утра. Некоторые отважились узаконить своего «железного коня» спустя годы после покупки, некоторые принесли в центры документы на пять-семь машин.
Как отметили в госкорпорации «Правительство для граждан», многим претендентам на легализацию поступил отказ. Причины могут быть разные: неуплата налогов, штрафы за нарушения правил дорожного движения, залоги, кредиты прежних владельцев и прочее. При получении отказа автовладелец направляется к сотрудникам ДГД или полиции по компетенции, которые находятся в здании спецЦОНа. С каждой проблемой будут разбираться индивидуально.
Однако пресса сообщает с мест, что во многих регионах владельцы авто в откровенном тупике: причины отказа им не понятны или фактически не устранимы. Кое-где предсказывают, что до 80% машин не пройдут процедуру. Говорилось также о случаях, когда в легализации было отказано уже после оплаты сбора.
«Россияне», «армяне», «кыргызы»
По различным данным, в РК продаются тысячи автомобилей без казахстанской растаможки. В прошлом году в МВД заявили о том, что по отечественным дорогам ездит более 200 тысяч машин с российским учетом, но даже доверенность есть далеко не у всех. Многие владельцы сейчас судорожно пытаются сообразить: хватит ли у них документов для участия в легализации, если нет договоров купли-продажи? Чем доказать честность покупки?
Как ранее предупреждали эксперты, в ходе легализации вскрывается прошлое иностранных авто, зачастую оно криминального характера. Причем полицейские признают, что нынешний владелец мог действительно не знать о грехах машины и спокойно на ней ездить. Дальнейшая судьба замешенных в криминале авто пока не ясна, однако уже выявлены случаи, когда машина числилась, например, в угоне в России.
Отношение к легализуемому транспорту зависит от страны его происхождения. В частности, относительно машин из Кыргызстана в МВД пояснили, что они будут проверены по базам розыска, единой таможенной базе ЕАЭС на предмет прохождения таможенной очистки.
«Необходимо отметить, что в Кыргызстане многие автомобили проходили таможенную очистку по ставкам ниже, чем предусмотрены в ЕАЭС. В этой связи в случае необходимости после проверки вам будут даны последующие рекомендации по дополнительной таможенной очистке», — сообщили в министерстве. Весьма существенную разницу придется компенсировать.
Также МВД прорабатывает возможность дистанционного снятия с учета автомобилей, ввезенных в Казахстан из Армении. Автомобили из этой страны, поставленные на временный учет и получившие желтые госномера, также подлежат регистрации в рамках текущей легализации, заявили в ведомстве. У хозяев есть возможность получить белые номера и поставить авто на учет.
«Владельцы таких авто задают вопрос по снятию с учета в стране регистрации. Отмечаем, что МВД совместно с Министерством иностранных дел, а также коллегами из Республики Армения прорабатывает вопрос по снятию авто с учета дистанционно», — пояснили в МВД.
«В последнее время возникли некоторые вопросы. Во-первых, это касается машин из Армении. За последние два-три года в стране было зарегистрировано много армянских автомобилей. В ходе легализации по этим автомобилям все вопросы будут рассмотрены и полностью решены. Во-вторых, автомобили, въехавшие в Казахстан в качестве запасных частей, сейчас используются у нас по всей республике. По этим автомобилям мы тоже сейчас работаем», — чуть позже добавил исполняющий обязанности главы Комитета административной полиции МВД Кайсар Султанбаев.
Кроме того, в МВД информировали, что после проведения легализации начнутся проверки иностранных автомобилей. «Предупреждаю сразу, как только легализация закончится, мы проведем рейд «Легальный водитель». Тогда все машины с иностранным учетом будут нами проверены на предмет наличия документов, на соответствие документов, и будем выяснять, почему они до сих пор не зарегистрированы», — сказал заместитель министра внутренних дел Игорь Лепеха.
Источники акцентируют внимание на том, что 12 января вступили в силу законодательные поправки, согласно которым граждане Казахстана не смогут оформить страховку на автомобиль с иностранным учетом. Эти машины сейчас находятся в статусе подлежащих легализации. На автомобилях, ввезенных после 1 сентября 2022 года, граждане Казахстана смогут продолжать ездить на основании полисов автострахования, которые были оформлены до 12 января 2023 года, и до даты окончания их действия. Потом они должны будут принять решение: зарегистрировать транспорт на общих основаниях либо вывезти его за пределы страны, рассказали в МВД.
Потребуется новая легализация?
Суть и выгоды акции лучше всего сформулировал президент Токаев. «Отдельно остановлюсь на теме сборов при покупке машин. Всем известна проблема с авто из некоторых стран ближнего зарубежья. Они остаются вне правового поля, создавая угрозу общественной безопасности. Необходимо принять решительные меры для перекрытия всех нелегальных каналов ввоза машин впредь. При этом надо урегулировать ситуацию с такими автомобилями, ввезенными до 1 сентября текущего года», — указал глава государства в своем Послании в сентябре прошлого года.
Эксперты же, в целом признав пользу легализации, подчеркнули отрицательные моменты. Первый из них, впрочем, для нашей страны хронический – это рост цен. По данным аналитиков, счастливые обладатели недавно узаконенных машин уже начали продавать их по неадекватным ценам. Соответствующие объявления заполонили профильные сайты, причем реализуют авто явно дороже, чем покупали за границей. В частности, прославленные дешевизной армянские машины, многие из которых праворульные, теперь взлетели в цене. Безусловно, считают эксперты, вслед поднимется стоимость и другого подержанного транспорта.
Кроме того, определенная часть иностранных машин вообще не пройдет по условиям акции – они либо криминальные, либо проданы под видом запчастей. В настоящий момент трудно сказать, что произойдет с этими авто в дальнейшем. Угнанный транспорт придется возвращать в ту страну, где он был похищен. Как говорилось выше, большинство казахстанцев – нынешних владельцев – никак в криминале не замешаны, но их ждут долгие разбирательства.
В ситуацию со страховками чиновники умудрились внести изрядную путаницу, поясняют аналитики. Если проблема с запретом страховать машины на иностранном учете не разрешится, то их владельцам потребуется новая легализация. Сегодня этот пункт выглядит непродуманным.
Помимо прочего, легализация никак не снижает количество авто-хлама на дорогах Казахстана. Напротив, считают эксперты, подержанные автомобили, которые иной раз восстанавливались после аварий в частных мастерских, будут вновь завозиться сомнительными путями, так как предприимчивые люди станут надеяться на следующую акцию. Многие уже сейчас, не дожидаясь завершения кампании, уверяют: легализации придется повторять до тех пор, пока правила регистрации и ввоза автомобилей не будут изменены в соответствии с реальными условиями. И с пониманием главной проблемы: большая часть казахстанцев не в состоянии приобрести машину по ценам на родном рынке.